Западноевропейская архитектура первой половины XIX века

Новый Эрмитаж. Арх. Кленце

Первая половина XIX в. отмечена в Европе размахом градостроительства. Особенно это касалось европейских столиц: Парижа, Санкт-Петербурга, Берлина и др.
Они начали обретать характерный облик; усилилась роль общественных зданий.
В искусстве этого периода утвердился романтизм, а он тяготел к старине. Вследствие этого многие зодчие пытались возродить традиции архитектуры прошлого. Так возникли неоготика, неоренессанс, необарокко. А это, в свою очередь, приводило к эклектизму (соединению разных стилей).

Архитектура Франции

Годы Великой французской революции во Франции были эпохой временных построек, в основном деревянных. Была разрушена Бастилия, снесены памятники королям. Но в то же время были и подвижки в архитектуре. В 1794 г. была образована Комиссия художников, которая занималась благоустройством города, планировала изменения в его облике. Эти планы были реализованы в эпоху Наполеона.
Тогда господствовал неоклассицизм, объявленный официальным стилем революции ещё Конвентом (высшим законодательным и исполнительным органом Первой французской республики во время Великой французской революции). Неоклассицизм времён Наполеона I получил название ампир (с франц. empire – «империя»). Он символизировал величие и могущество государства, отличался пышностью и масштабностью.
Наполеон начал реконструкцию Парижа. Ансамбль парадного центра города включал дворцовые комплексы Лувр и Тюильри, площадь Согласия. Отсюда новый проспект Елисейские Поля вёл к западной окраине города, там была разбита площадь Звезды, в 1970 г. переименованная в площадь Шарля де Голля. Отдельные кварталы заполнялись типовой застройкой (улица Риволи, архитекторы Ш. Персье и П.Ф.Л. Фонтен).
Были поставлены монументы, прославлявшие победы императорской армии.

Западноевропейская архитектура первой половины XIX века

Триумфальная колонна на Вандомской площади в Париже. Архитекторы Ж.Б. Лепер, Ж. Гондуэн (1806-1810). Гранит, бронза. Высота 44 м; ширина основания 3,67 м. Вандомская площадь (Париж)

Триумфальная колонна была возведена по приказу Наполеона в честь победы французских войск под Аустерлицем. Сначала она называлась «Аустерлицкой», но затем её переименовали в «Колонну побед», позднее – в «Колонну Великой армии». Она была установлена на месте конного монумента Людовика XIV (скульптора Франсуа Жирардона). Колонна сложена из гранитных цилиндрических блоков и облицована бронзовой спиралью с изображением батальных сцен. Материалом для облицовки послужили тысяча двести русских и австрийских пушек, захваченных при Аустерлице в качестве трофеев. Её высота 44 м, ширина основания 3,67 м. Внутри колонны лестница из 176 ступеней, ведущая к площадке. Первоначально на площадке была установлена статуя Наполеона в одеждах римского императора. Колонна сносилась (время Парижской коммуны) и снова восстанавливалась.

Западноевропейская архитектура первой половины XIX века

Триумфальная арка на площади Каррузель в Париже
Триумфальная арка (1806-1807, архитекторы Ш. Персье, П. Ф. Л. Фонтен) – уменьшенная копия триумфальной арки Септимия Севера. Это монумент в стиле ампир, возведённый на площади Каррузель перед дворцом Тюильри по приказу Наполеона для увековечивания его побед в 1806-1808 гг.

Западноевропейская архитектура первой половины XIX века

Триумфальная арка Великой армии (1806-1837, архитекторы Ж.Ф. Шальгрен и др.)
Возведена в 1806-1836 гг. архитектором Жаном Шальгреном по распоряжению Наполеона в ознаменование побед его «Великой армии».
Выполненная в античном стиле, её высота 49,51 м, ширина 44,82 м, высота свода 29,19 м. В углах над арочным проёмом расположены барельефы работы скульптора Жана Жака Прадье с изображением крылатых дев, трубящих в фанфары, аллегорий славы.
Арка украшена четырьмя скульптурными группами.

Архитектура Германии

В Германии в первой половине XIX в. центром зодчества был Берлин. Здесь работали известные архитекторы К. Ф. Шинкель и Ф. К. Л. фон Кленце.

Карл Фри́дрих Ши́нкель (1781-1841)

Немецкий архитектор и художник. Считается лидером «романтического историзма» в немецкой архитектуре.

Западноевропейская архитектура первой половины XIX века

Портрет К.Ф. Шинкеля в 1836 г.
Творчество начал с живописи. Затем увлёкся архитектурой. Создавал архитектурные объекты в греческом стиле, а также, испытывая интерес и к готике, начал строить в неоготическом стиле.

Западноевропейская архитектура первой половины XIX века

Церковь Святого Николая (Потсдам)
Построена в классицистском (греческом) стиле

Западноевропейская архитектура первой половины XIX века

Старый музей в Берлине
Здание музея построено в 1822-1830 гг. архитектором Карлом Фридрихом Шинкелем в неоклассическом стиле для размещения художественной коллекции семьи прусских королей. После реставрации в 1966 г. в музее расположена коллекция предметов искусства античности.

Западноевропейская архитектура первой половины XIX века

Готическая капелла
Це́рковь свято́го Алекса́ндра Не́вского – недействующий православный храм в Петергофе. Проекты фасадов и планы были выполнены К.-Ф. Шинкелем

Западноевропейская архитектура первой половины XIX века

Замок Бабельсберг (Потсдам)
Служил летней резиденцией принца Вильгельма, впоследствии кайзера Вильгельма I, и его супруги Августы. Здание оформлено в стиле английской готики. Авторы проекта – архитекторы К. Ф. Шинкель, Л. Персиус и И. Г. Штрак.
Замок является объектом всемирного наследия в составе ансамбля Потсдама.
Под руководством Шинкеля была модернизирована планировка Берлина. Он внес большой вклад в развитие местной художественной промышленности, создавая эскизы мебели и светильников, занимался декоративным литьём и керамикой, витражами, реставрационными работами, охраной архитектурных памятников на государственной основе.

Западноевропейская архитектура первой половины XIX века

Карл Фридрих Шинкель оказал огромное влияние на развитие архитектуры в России в XIX в. Решетки Аничкова моста в Санкт-Петербурге городе на были копией перил Дворцового моста в Берлине, построенного Шинкелем в 1824 г.

Франц Карл Лео фон Кленце (1784-1864)

Западноевропейская архитектура первой половины XIX века

Немецкий архитектор, художник и писатель. Выдающийся представитель классицизма, основатель стиля неогрек (возвращение к классическим греческим образцам).
Был придворным архитектором короля Баварии Людвига I, страстно увлекавшимся древнегреческим искусством.
Произведениям Кленце свойственны мощь и торжественность. Кленце занимался градостроительными работами в Мюнхене, Афинах, Санкт-Петербурге.

Западноевропейская архитектура первой половины XIX века

Ансамбль площади Кёнигсплац (Мюнхен) – самая знаменитая работа Кленце
Площадь Кёнигсплац возведена Кленце по указанию кронпринца Людвига в 1815 г. по подобию античного форума по проектам Карла фон Фишера. В северной находится Глиптотека (собрание произведений древнегреческой и древнеримской скульптуры). В западной части – Пропилеи, «ворота площади» (копия входа в храм на Акрополе). На южной стороне площади расположено Государственное античное собрание работы архитектора Георга Фридриха Цибланда.
По заказу Николая I Кленце спроектировал двухэтажное здание Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Западноевропейская архитектура первой половины XIX века

Новый Эрмитаж в XIX в. (1839-1852). Архитектор Франц Карл Лео фон Кленце