Скульптор и архитектор Арнольфо ди Камбио

Скульптор и архитектор Арнольфо ди Камбио

Итальянский скульптор и архитектор эпохи Проторенессанса Арнольфо ди-Камбио родился в Колле-ди-Валь-д'Эльса (коммуна в Италии в регионе Тоскана) около 1245 г. 

Арнольфо ди Камбио был учеником и помощником Никколо Пизано. От него он воспринял интерес к античному наследию. Скульптуры ди Камбио отличаются монументальной пластичностью и телесной мощью.

Скульптор и архитектор Арнольфо ди Камбио

Арнольфо ди Камбио. Гробница кардинала де Брей в церкви Сан-Доменико в Орвието. Мрамор (около 1282)
Вместе с Никколо Пизано он работал также над ракой святого Доминика в церкви Сан-Доменико в Болонье (1264-1267) и кафедрой собора в Сиене (1265-1268).

Скульптор и архитектор Арнольфо ди Камбио

Рака святого Доминика в церкви Сан-Доменико в Болонье

Скульптор и архитектор Арнольфо ди Камбио

Кафедра собора в Сиене
Арнольфо ди Камбио, яркий представитель проторенессансного искусства, был во многом идейным предшественником великого Джотто. Его талант архитектора проявился в создании проекта фасада Флорентийского собора и строительстве Палаццо Веккьо во Флоренции.

Палаццо Веккьо (Флоренция)

Скульптор и архитектор Арнольфо ди Камбио

Палаццо Веккьо (Старый дворец) – одно из наиболее известных строений Флоренции, находящееся на площади Синьории. Сейчас оно служит ратушей (орган городского управления и самоуправления).
Палаццо Веккьо выглядит очень мощно и кажется вырубленным из одного куска скалы. Его проект предусматривал чёткие формы: в плане это прямоугольник, но тонкие карнизы по фасаду зрительно делят его на три блока. Галерея увенчана зубцами, она как бы повторяется на звоннице и на башне, высота которой 94 м, дополняя впечатление величавой простоты. В 1667 г. на башне были установлены часы работы аугсбургского мастера Г. Ледерле, которые до сих пор ходят.

Скульптор и архитектор Арнольфо ди Камбио

Балкон Палаццо Веккьо
Именно при Арнольфо ди Камбио во Флоренции начались некоторые из наиболее замечательных ее построек.
В качестве архитектора и ваятеля он работал между 1277 и 1281 гг. в Перуджии над большим колодцем, постройка которого началась в 1254 г. Тогда он состоял на службе у Карла Анжуйского, короля неаполитанского. В 1293 г. он начал декоративные работы наружной стороны баптистерия, являлся архитектором базилики Санта-Кроче во Флоренции.

Базилика Санта-Кроче (Флоренция)

Скульптор и архитектор Арнольфо ди Камбио

Автор фотографии: Aklyuch, из Википедии
Эта базилика в центре Флоренции является одной из самых популярных туристических достопримечательностей города. Самая крупная в мире францисканская церковь, знаменитая фресками Джотто и гробницами великих людей Италии: Галилео Галилея, Микеланджело Буонарроти, Джоаккино Россини, Никколо Макиавелли, а также польского композитора Михаила Огинского, автора знаменитого полонеза «Прощание с Родиной».

Строительство церкви было начато 12 мая 1294 г. Финансирование строительства происходило на средства состоятельных семей Флоренции. В 1442 г. церковь была освящена папой римским Евгением IV.

Скульптор и архитектор Арнольфо ди Камбио

Витраж церкви
Окна церкви украшены витражами, зрительно расширяющими её интерьер. Церковь построена в форме египетского Т-образного креста. Со временем были проведены многочисленные перестройки.
Стиль храма готический. Церковь украшена множеством фресок и скульптур работы Джотто и других знаменитых художников и скульпторов: Донателло, Антонио Кановы и др. Кафедра выполнена Бенедетто де Майано (1472) с барельефами, посвящёнными святому Франциску.
Как уже было сказано, Арнольфо ди Камбио был также и скульптором – учеником Никколо Пизано. Предполагают, что он был знаком с образами греческой скульптуры V в. до н. э., так как, в отличие от своего учителя, опиравшегося на позднеримские традиции, Арнольфо воспринял дух и художественную традицию греческого искусства.
К лучшим произведениям мастера относятся декоративные фигуры для фонтана для городской площади в Перудже.

Фонтан в Перудже

Скульптор и архитектор Арнольфо ди Камбио

Его называют «Фонтано Маджоре», что в переводе с итальянского языка означает «большой, великий».
Фонтан расположен на площади Пьяцца-Гранде, между кафедральным собором Сан-Лоренцо и Дворцом приоров в итальянском городе Перуджа. Этот фонтан – последняя работа Никколо Пизано, выполненная совместно с сыном Джованни Пизано и Арнольфо ди Камбио между 1275-1278 гг. по заказу коммуны. Эскиз фонтана был выполнен монахом-бенедиктианцем Фра Бевиньяте.

Скульптор и архитектор Арнольфо ди Камбио

Фонтан состоит из двух многогранных, расположенных один над другим бассейнов, для украшения которых были изваяны 24 статуи и 50 рельефов.

Скульптор и архитектор Арнольфо ди Камбио

Соотношения бассейнов, выдержанные в сложном ритме, составляют одно из главных достоинств этого произведения. 25 сторон нижнего бассейна украшены только рельефами, а на 23 рёбрах верхнего бассейна укреплены только статуи. Чаши выполнены из белого и розового мрамора, добытого из горы Субазио близ итальянского городка Ассизи. Над ними возвышается третья чаша, отлитая из бронзы. Фонтан обнесен металлической решёткой.

Из бронзовой вазы верхнего бассейна возникает бьющая струя, обтекающая его края и падающая через открытые львиные пасти в нижний. Вода для фонтана подходит в город через систему акведуков из пресного источника на горе Паччиано, расположенного в нескольких километрах от Перуджи.
Фонтан сильно пострадал во время землетрясения в 1348 г. Он дважды реставрировался: в 1948-1949 гг. и в 1995-1999 гг. Оригинальные скульптуры, выполненные Арнольфо ди Камбио, сохранились в городском музее во фрагментах. Они представляют собой полулежащие фигуры, данные в сложных поворотах и в удивительном для того времени богатстве движений. Складки одежд подчеркивают формы тела, переданные с материальной ощутимостью и жизненностью.
С 1284 г. до самой смерти в 1310 г. Арнольфо ди Камбио работает во Флоренции. Его скульптурное творчество как бы сдерживает волну готического направления в итальянском искусстве, которое уже проявляется в полной мере в творчестве Джованни Пизано и других мастеров XIII-XIV вв. Во Флоренции Арнольфо выполнил рельеф «Благовещение» и предназначенную для правого портала Флорентийского собора замечательную скульптурную группу «Оплакивание Иоанном Марии» (Берлин).
В его скульптуре ярко выражены идеи Проторенессанса, а в архитектуре Арнольфо ди Камбио выступил как типичный представитель итальянской готики (церковь Санта-Кроче и Палаццо Веккьо во Флоренции). В 1296 г. Арнольфо ди Камбио начал строительство городского собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Скульптор и архитектор Арнольфо ди Камбио

Санта-Мария-дель-Фьоре. Архитекторы: Арнольфо ди Камбио и Филиппо Брунеллески
Арнольфо ди Камбио разработал проект и начал строительство стен (в начале южной стены, под барельефом с Благовещением видна дата: 1310 г.). Он спроектировал три широких нефа, оканчивающихся под куполом 8-угольной формы. После смерти Арнольфо ди Камбио строительство собора приостановилось на много лет. Затем строительство взяла под своё попечение гильдия торговцев шерстью, на пост главного архитектора был назначен Джотто, который вместо продолжения строительства собора начал строительство кампанилы (колокольни). Когда Джотто умер в 1337 г., был возведён лишь первый её ярус. В 1348 г. работы были прекращены в связи с чумой.
К 1380 г. стены здания были, наконец, возведены, но возникли проблемы со строительством купола. Начался перерыв в строительстве на 40 лет. Затем был построен купол по проекту Филиппо Брунеллески.
Собор был освящён в 1436 г., но фасад остался недостроен. Лишь в XIX в. было решено достроить собор. В 1887 г. появился существующий ныне фасад. Его автор Эмилио де Фабрис.

Скульптор и архитектор Арнольфо ди Камбио

Павел Павлович Демидов

Значительный вклад в строительство собора внёс П.П. Демидов, русский промышленник и благотворитель из рода Демидовых. На центральном фасаде, справа от центрального портала флорентийского собора, размещен герб Демидовых.

Облицовка стен с внешней стороны полихромными мраморными панелями различных оттенков зелёного и розового цветов с белой каймой из каррарского мрамора. Собор был спроектирован так, чтобы мог вместить всё население города (на момент строительства 90 000 человек), то есть был чем-то вроде огромной крытой площади. Красный купол собора, ставший символом Флоренции, как бы парит над всем городом.

Скульптор и архитектор Арнольфо ди Камбио

Скульптурный портрет Арнольфо ди Камбио. Автор скульптуры – Луиджи Пампалони (791-1847), итальянский скульптор