Флорентийский живописец Чимабуэ

800px-Cimabue Trinita Madonna - копия 

Художник Чимабуэ жил и творил в то время, когда живопись в Италии находилась в некотором застое. 

До Чимабуэ в итальянской живописи было мало разнообразия, это была живопись, подчинённая византийской традиции. Отсутствовали новые приёмы, не появлялись новые типы. 

800px-Cimabue - Flagellation

Чимабуэ «Бичевание»
Чимабуэ также начинал как художник византийского стиля. Но постепенно в его работах стали появляться черты новизны. Он стал одним из первых возрождать итальянскую живопись после долгого средневекового застоя и одновременно был последним итальянским художником, работавшим в византийской манере.

Несколько слов о биографии художника Чимабуэ (около 1240-около 1302)

Настоящее имя художника – Ченни ди Пепо. Прозвище Чимабуэ означает «быкоголовый».
Он происходил из знатной и богатой фамилии Ч. Гвальтьерн.
Работал в основном во Флоренции, а также в соседних Ассизи и Пизе.
Некоторые моменты его биографии известны из трудов Джорджо Вазари (1511-1574), которого считают основоположником современного искусствознания – он создал свои знаменитые «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» о современных ему деятелях искусства. Вазари рассказал в своей книге о том, что Чимабуэ был учителем Джотто. Он повествует о том, что Чимабуэ был очень требовательным к себе художником и безжалостно уничтожал свои произведения, если они ему не нравились.

800px-Cimabue 032

Чимабуэ «Мадонна с ангелами» (около 1280). 276 x 424 см. Лувр (Париж)
Данте в своей «Божественной комедии» также упоминает этих художников:

Кисть Чимабуэ славилась одна,
А ныне Джотто чествуют без лести,
И живопись того затемнена.

Творчество

Только два произведения точно созданы рукой Чимабуэ и имеют документальные свидетельства об этом: мозаика, изображающая св. Иоанна Крестителя (из апсиды собора в Пизе) и образ св. Иоанна из фрески «Распятие» в Верхней церкви в Ассизи, которая считается одним из прекраснейших его творений. Авторство остальных произведений подтверждается только стилистическим сходством с «Распятием». В Верхней церкви в Ассизи стиль Чимабуэ заметен в большинстве фресок хора и трансепта: сцены Апокалипсиса, Успение и Прославление Богоматери, чудеса и мученичество апостолов Петра и Павла и второе большое Распятие, сейчас почти полностью утраченное. В правом крыле трансепта Нижней церкви находится грубо прописанная фреска с изображением Мадонны на троне и Св. Франциска.

800px-Cimabue 018

Чимабуэ «Мадонна на троне, четыре ангела и св. Франциск»

800px-Cimabue 019

Фрески Нижней церкви Сан Франческо в Ассизи, правый неф: «Мадонна на троне, четыре ангела и св. Франциск». Деталь
Чимабуэ удалось достичь высокого мастерства в создании жесткой, структурной формы и ясной, логически выверенной композиции.
Итальянскую живопись до Чимабуэ назвали византийской. Типы изображений, условности рисунка, колорит – всё было повторено итальянскими художниками бесконечное количество раз.
В начале своего творчества Чимабуэ также использует эти приёмы. Но постепенно его иконы и другие произведения становятся более оживлёнными, в них начинают появляться неповторимый почерк художника и внутреннее движение персонажей, а краски становятся более натуральными и изящными. Современники не оставили эти изменения без внимания, и вскоре стали относиться к его работам достаточно восторженно, что не соответствовало самому характеру художника, требовательному и строгому к себе.

В его цикле фресок в Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи «Распятие» и «Мадонна на троне» (оба около 1285. Уффици) строгое величие композиции, симметричность и плоскостность изображений сочетаются с изысканной сдержанностью цвета, оттенённого мягкими золотыми прорисями одежд, ясностью контурного рисунка, жизненной убедительностью лиц и фигур, внутренней значительностью образов.

phoca thumb l cimabue12

Чимабуэ «Распятие»

Cimabue - Maestà di Santa Trinita - Google Art Project

Чимабуэ. Маэста (Мадонна на троне). Написана для церкви Санта Тринита (Св.Троицы) во Флоренции, ныне находится в галерее Уффици (Флоренция)
Эта работа считается самым известным произведением Чимабуэ, исполненным в технике темперной живописи.
Два деревянных Распятия, приписываемых Чимабуэ, находятся в церкви Сан Доменико в Ареццо и в музее Санта Кроче во Флоренции.

Cimabue Kruzifix ca. 1266 Santa Croce Florenz-1

Чимабуэ «Распятие» (ок. 1266). Санта-Кроче, Флоренция

Arezzo Cimabue 03

Чимабуэ «Распятие». Сан Доменико, Ареццо
Автор: By Miguel Hermoso Cuesta – Own work, из Википедии

О Мадонне Ручеллаи

g5vqtiylif

Чимабуэ «Мадонна Ручеллаи» (1285). Темпера и золото на панели. 450 см × 290 см. Галерея Уффици, Флоренция (Италия)
Рассказывают, что Мадонна, написанная им для капеллы Ручеллаи в церкви Cанта-Мариа-Новелла, прославилась ещё до того, как была закончена художником. Карл Анжуйский (один из самых значительных монархов своего времени. К 1282 г. он создал могущественное средиземноморское государство) в то время был во Флоренции, услышал об этой картине и пожелал её увидеть. Он посетил мастерскую Чимабуэ и удостоверился в её необычайности.
В 1267 г. при многолюдном стечении народа торжественно эта картина была перенесена в церковь, а тот квартал, через который проходила процессия, получил название Borgo Allegro.
Богоматерь в этом образе представлена на золотом фоне, сидящей на роскошном троне с Младенцем-Христом на коленях; 6 коленопреклоненных ангелов помещены у трона, по 3 с каждой стороны, один над другим. Лик Мадонны создан ещё в византийском стиле: тонкий длинный нос, миндалевидные глаза, высокие брови и маленький рот. Но в этих чертах уже проглядывает выражение кротости и умиления.
Лицо Младенца – такое же не детское, как на всех вообще иконах того времени, но Он изображён в движении.
Композиция произведения Чимабуэ торжественна, изящна. Краски использованы простые и светлые, они приближены в телесных частях к естественным цветам.