Сиенская школа живописи

Дуччо «Маэста», деталь: «Неверие Фомы»

Практически вся сиенская живопись XIII-XIV вв. была религиозной, то есть тематически связанной с Библией и жизнеописаниями святых. 

Сиена

Сиенская школа живописи

Сиена сегодня
Автор: Massimo Catarinella – собственная работа, из Википедии
Сие́на (Сьена) – город в итальянском регионе Тоскана. В Средние века Сиена была столицей Сиенской республики, средоточием художественной жизни эпохи треченто. В XIII-XIV вв. здесь была основана сиенская школа живописи. Чем эта школа отличалась от других направлений в итальянской живописи?

Сиенская школа живописи

Эту школу отличало смешение византийских, готических и ренессансных элементов, что было характерно только для неё. Сиена постоянно конкурировала с Флоренцией за первенство в Тоскане, а сиенские художники конкурировали с флорентийскими. В то время именно сиенская школа лидировала, и только в XVI в. она потеряла первенство.
Как мы уже говорили, сиенская школа тематически была связана с религией, поэтому все художественные приёмы школы были направлены на выражение в художественных формах религиозной идеологии. Художники Сиены отличались своим особенным мировидением, они были более приближены к духовному миру.
Среди сиенских художников самыми известными были Дуччо, Симоне Мартини, Амбродже Лоренцетти, Пьетро Лоренцетти, Мартино ди Бартоломео, Франческо ди Джорджо.

Сиенская школа живописи
Дуччо «Маэста», деталь: «Неверие Фомы» (1308-1311). Сиенский собор

Дуччо

Дуччо ди Буонинсенья (1255/1260-1319) – один из самых известных художников сиенской школы.
Дуччо был очень независимым и мятежным человеком, со взрывным темпераментом. Известны его многочисленные конфликты с властями, которые, впрочем, чаще всего заканчивались для него безнаказанно, т.к. его талант ценился достаточно высоко.
Предполагают, что Дуччо учился у Чимабуэ и вместе с ним и его учениками работал над фресками в Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи.
Основная особенность творчества Дуччо – обновление художественного языка. Он был одним из первых, кто стремился выйти за пределы традиционной византийской живописи, которая доминировала тогда в искусстве Сиены. Причём делал он это очень аккуратно, не порывая с прошлым, создавая новое.
Например, большая алтарная картина «Маэста» несёт уже черты готики.
Маэста (ит. «величание», «возвеличивание») – разновидность изображения Богоматери. В Сиене сложилась особая традиция возвеличивания Богородицы – её роль была расширена до владычицы города. Огромных размеров изображения Мадонны в образе «Маэста» украшали не только храмы, но и светское учреждение – городскую управу, где она как бы присутствовала на всех заседаниях правительства.

Сиенская школа живописи

Дуччо «Маэста» (1308-1311). Сиенский собор
Маэсты использовались не для церкви, не в качестве иконы, а для светских целей. Богородица в Маэсте стала окружаться свитой (святыми и ангелами), которая подтверждала её царский статус. Тип изображения «Маэста» был очень популярен в Италии в XIII и XIV вв.
Сам Дуччо подписал только одно произведение – большую «Маэста» из сиенского собора. Но его считают автором ещё нескольких работ: маленькой «Маэста» (Музей искусства, Берн), «Францисканской Мадонны» (Сиена, Пинакотека), «Мадонны с младенцем» ( «Мадонны Строганова») (Музей Метрополитен, Нью-Йорк), «Мадонны с младенцем и шестью ангелами» (Национальная галерея Умбрии, Перуджа) и небольшого «Триптиха № 566» (Национальная галерея, Лондон). А также ему приписывают «Полиптих № 47» (Сиена, Пинакотека) и несколько других произведений.

Сиенская школа живописи

Дуччо «Мадонна Строганова» (ок. 1300). Нью-Йорк, музей Метрополитен
Но главным произведением Дуччо считается алтарный образ «Маэста», созданный по заказу г. Сиена.

Сиенская школа живописи

Дуччо «Маэста», лицевая сторона

Сиенская школа живописи

Дуччо «Маэста», оборотная сторона

Симоне Мартини

Сиенская школа живописи

Предполагаемый автопортрет художника
Симо́не Марти́ни (ок. 1284-1344) – итальянский художник XIV в., представитель сиенской школы живописи.
Первой достоверной работой Симоне является фреска «Маэста» в городской ратуше Сиены, на которой стоит дата (1315 г.) и подпись «работа Симоне».

Сиенская школа живописи

Симоне Мартини «Маэста» (1315). Палаццо Пубблико (Сиена)
Тот факт, что молодому художнику доверили такую ответственную работу в зале сиенского правительства, свидетельствует о его известности и хорошей репутации. После фрески «Маэста» Симоне расписывал другие церкви в Сиене и других городах Италии. Считается, что Симоне прошёл школу обучения в мастерской Дуччо. Исходя из этого Симоне приписывают «Мадонну с младенцем».

Сиенская школа живописи

Симоне Мартини «Мадонна с младенцем» (1308-1310). Сиенская Пинакотека
Некоторое время Симоне жил в Авиньоне и расписывал церковь Нотр-Дам-де-Дом. Но эти фрески очень плохо сохранились.
В Авиньоне художник написал портрет Лауры, возлюбленной Петрарки, с которым Симоне связывала большая дружба.
К авиньонскому периоду относится миниатюра Симоне Мартини в рукописи Вергилия, принадлежавшей Петрарке.

Сиенская школа живописи

Симоне Мартини. Фронтиспис к рукописи Вергилия, принадлежавшей Петрарке
В этой миниатюре ощущается уже ренессансный дух.

Пьетро Лоренцетти

Сиенская школа живописи

Пьетро Лоренцетти (ок. 1280-1348) – итальянский художник сиенской школы, старший брат художника Амброджо Лоренцетти.
Документальных свидетельств о нём недостаточно, поэтому принадлежность и датировки его работ носят не точный, но предположительный характер.
Пьетро Лоренцетти как художник сформировался в среде зрелых работ Дуччо, но он постоянно находился в поиске новых изобразительных средств, которые он видел в работах Джотто. И хотя Пьетро Лоренцетти не отказался от сиенской традиции, он внес в неё свои драматические ноты.

Сиенская школа живописи

Пьетро Лоренцетти «Несение креста», деталь фрески (1320). Церковь Сан Франческо (Ассизи)
Последним точно датированным произведением, на котором стоит подпись Пьетро Лоренцетти, является «Рождество Марии». Оно было написано для Домского собора Сиены и являлось центральной частью большого алтарного образа, отдельные части которого сегодня находятся в разных музеях. Пьетро показал рождество Марии в обычных комнатах, характерных для сиенского среднего класса той эпохи. Иллюзорная глубина внутреннему пространству комнаты дана с помощью вертикали, пересекающей горизонталь. В левой части Лоренцетти изобразил коридор, в котором взволнованный слуга сообщает радостную весть пожилому отцу.

Сиенская школа живописи

Пьетро Лоренцетти «Рождество Марии» (1342). Музей собора (Сиена)
Для Пьетро Лоренцетти характерно усиление экспрессии – яркого проявления чувств, настроений, мыслей. В своих фресках он уделяет внимание всем жизненным проявлениям: бытовым, пейзажным и т.д.

Амброджо Лоренцетти

Сиенская школа живописи

Амброджо Лоренцетти (ок. 1290-1348) – итальянский живописец сиенской школы, младший брат художника Пьетро Лоренцетти.
Первое его подписанное и датированное произведение – «Мадонна с Младенцем».

Сиенская школа живописи

Амброджо Лоренцетти «Мадонна с младенцем» (1319 г.). Музей религиозного искусства в Сан Кашано Валь ди Пеза
В этой ранней работе уже ощущается интерес Амброджо к объемности и массе. Мадонна в этой картине монументальна, выглядит застывшей в напряжении. Постепенно в его работах появляется психологизм, который объединяет персонажей в единый сюжет. Его образы становятся всё менее символическими и всё более человечными, а их жесты более естественными. Он усиливает внешнюю декоративность, которую впоследствии перенимало у него следующее поколение сиенских художников.

Сиенская школа живописи

Амброджо Лоренцетти «Принесение во храм» (1342), деталь. Галерея Уффици (Флоренция)
В 1335 г. Амброджо совместно со своим братом Пьетро создает фрески на фасаде Санта Мария делла Скала в Сиене, в которых были изображены «Сцены из жизни Марии», но они, к сожалению, не сохранились.
Самым известным и выдающимся произведением Амброджо Лоренцетти являются фрески под общим названием «Аллегория доброго и дурного правления в городе и деревне» (1338-1339), написанные им в зале Девяти сиенской ратуши – Палаццо Пубблико.

Сиенская школа живописи

Амброджо Лоренцетти «Аллегория доброго правления». Деталь фрески (1337-1339)
Уникальность этих фресок Лоренцетти в том, что он обошёлся без религиозных сюжетов и ссылок на Библию – это было новшеством для того времени.

Мартино ди Бартоломео

Мартино ди Бартоломео (Мартино ди Бартоломео ди Бьяго) – итальянский художник сиенской школы. Работал в Сиене в 1389-1435 гг.
Относится к универсальным сиенским художникам, умевшим создавать и фреску, и станковую картину, и книжную миниатюру. Первое известное крупное произведение Мартино ди Бартоломео – фрески на темы Ветхого и Нового завета, которые он в 1398 г. написал в Ораторио ди Сан Джованни в Касчине. Фрески были созданы для неграмотных бедняков этого маленького городка, чтобы им более понятным было Священное писание.

Сиенская школа живописи

Мартино ди Бартоломео «Святой Петр» (ок.1440). Деталь. Национальная галерея (Вашингтон)
Но количество его дошедших до наших дней станковых работ невелико.

Франческо ди Джорджо

Сиенская школа живописи

Франческо ди Джорджо Мартини (1439-1501) – итальянский художник, скульптор, архитектор, изобретатель и военный инженер. Представитель сиенской школы живописи. Самая влиятельная фигура в художественной жизни Сиены второй половины XV в. Его универсальность была примером для молодого Леонардо да Винчи.

Сиенская школа живописи

Франческо ди Джорджо «Благовещение» (1471). Сиена, Пинакотека
Первые живописные произведения Франческо датируются 1458-1460 гг. Наряду с живописью и скульптурой в 1460-е годы Франческо совершенствуется в инженерном и строительном деле и в апреле 1469 г. занимает важный пост по инспекции системы водоснабжения Сиены, наблюдение за состоянием подземных вод, колодцев, трубопроводов, мостов, а также устройство фонтанов.

Сиенская школа живописи

В Домском соборе Сиены он создал бронзовые скульптуры ангелов. Именно эти ангелы принесли ему наибольшую славу. Ангелы были отлиты специально для сиенского собора в 1495-1497 гг. В фигурах ангелов ощущается лёгкость, в чём автор не уступает Донателло.

С 1498 г. и до своей смерти в 1501 г. он служит в должности Capomaestro, в обязанности которого входило решение всех художественных и архитектурных вопросов в главном сиенском соборе.
Первым опытом Франческо в качестве архитектора было участие в строительстве небольшой церкви Санта-Мария делле Неве в центральной части Сиены. Затем он участвовал в работах по расширению базилики Сан-Франческо в Сиене. В 1474 г. строил герцогский дворец в Меркателло, в 1476 г. возводил городскую ратушу в Кальи, в 1486 г. строил дворец синьории в Ези, герцогский дворец в Урбании, Дворец Старейшин в Анконе.
Шедевром его архитектуры является церковь Санта-Мария дель Кальчинайо (Санта-Мария делле Грацие) в Кортоне.

Сиенская школа живописи

Интерьер церкви Санта Мария дель Кальчинайо в Кортоне
Эта церковь отличается ясностью внешних форм и гармонией внутреннего устройства.
Скульптурное творчество Франческо ди Джорджо находилась под сильным влиянием флорентийца Донателло, но скульптуры Франческо немногочисленны. Первым его скульптурным произведением была полихромная деревянная статуя Иоанна Крестителя.

Сиенская школа живописи

Франческо ди Джорджо «Иоанн Креститель» (1464). Сиена, Музей собора
Она создана под впечатлением от бронзовой статуи Иоанна Крестителя, созданной Донателло. Сохранилось также несколько бронзовых барельефов Франческо ди Джорджо: «Пьета», «Бичевание Христа», «Св. Иероним в пустыне» и «Суд Париса». Он изготавливал также бронзовые медали с изображением различных правителей и святых.