Джотто

Джотто

Джотто первым стал талантливо использовать изображение трёхмерного пространства в своих работах. 

Этот приём он проработал лучше своих предшественников, хотя использовал его не всегда, но применение иллюзии трёхмерности на двумерном пространстве холста оказалось созвучно духу времени, эпохе Проторенессанса. Интерес Джотто к сложным пространственным и оптическим эффектам изменил историю живописи больше, чем другие новаторские приобретения в живописи его современников.
Но сначала – об эпохе Проторенессанса. 

Проторенессанс

Проторенессанс считается переходным периодом в искусстве от эпохи Средневековья к эпохе Возрождения (от др.-греч. πρῶτος – «первый» и фр. Renaissance – «Возрождение»). Этап Проторенессанса (предшествующий Ренессансу) приходится на дученто (1200-е) и треченто (1300-е). Дученто (с ит. «двести») – название XIII в., начало Проторенессанса. Треченто (с ит. «триста») – в итальянском языке наименование XIV в.
В XIII-XIV вв. в культуре Италии ещё сильны были византийские и готические традиций, но уже стали проявляться черты нового искусства – будущего искусства Возрождения. Но этот переходный период отмечен в Европе только в Италии.
Самые известные деятели культуры этого времени: художники Джотто, Пьетро Каваллини, Пьетро Лоренцетти, Амброджо Лоренцетти; скульпторы Никколо Пизано, Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио; литератор Данте Алигьери.

Творческий путь Джотто

Джотто

Портрет Джотто. Деталь картины Паоло Уссельо «Пять основателей флорентийского искусства» (конец XV-начало XVI вв.)

Джотто

Его полное имя – Джотто ди Бондоне (около 1267-1337). Был художником и архитектором, основателем итальянской школы живописи, разработавшим новый подход к изображению пространства. Его работы вдохновляли Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело.
Будущий художник родился в семье крестьянина. По другой версии, его отец был кузнецом. Насколько рано у мальчика проявились способности к творчеству и как он их развивал – неизвестно.

Работа в Ассизи

Джотто

Церковь Сан Франческо в Ассизи
Автор: Berthold Werner – собственная работа, из Википедии

Джотто

Вид верхней церкви
Автор: Starlight – собственная работа, из Википедии
Известно только, что в 1288 г. началась роспись верхней церкви Сан Франческо в г. Ассизи, и две сцены в верхнем ярусе церкви, посвящённые истории Исаака и Иакова, долгое время относили к работам неизвестного мастера.

Джотто

Джотто «Исав перед Исааком». Фреска (около 1295). Ассизи, верхняя церковь Сан Франческо
Но затем исследователи заметили, что они отличаются своими художественными достоинствами от других фресок Сан Франческо композиционным построением, живостью персонажей, тонкой моделировкой с помощью светотени, что позволяло говорить о появлении нового направления в живописи того времени. А когда обратили внимание на сходство Иакова с Иоанном с Распятия из церкви Санта Мария Новелла во Флоренции, то пришли к заключению, что обе работы завершены примерно в одно и то же время (около 1290), и их автором является Джотто.
Фрески в нижней церкви Сан Франческо на тему молодости и распятия Христа выполнены мастерской Джотто гораздо позднее, в 1315-1320 гг. Исследователями отмечен очень светлый колорит фресок, который был необычен для того времени и который достигается тончайшей градацией жёлтого, розового и зелёного цветов.

Работа в Падуе

Джотто

Капелла Скровеньи (дель Арена), фасад церкви
В 1303 г. Джотто начал фресковую роспись капеллы дель Арена в Падуе. Здесь он также продолжил опыты изображения пространственной перспективы, начатые в Ассизи. Работа была закончена в 1305 г., и эти фрески называют главным произведением Джотто. Иногда Джотто также называют архитектором капеллы, но этот вопрос пока является спорным.

Джотто

Джотто «Положение во гроб»
Роспись церкви в Падуе являлась поворотом в развитии европейской живописи, появилось чувство пространства, в котором движется человек. Весь цикл состоит из 36 фресок с изображением юности Христа и Страстей. Их размещение продумано с учётом планировки часовни и её естественного освещения. Джотто, привлекая учеников и помощников, всегда делал это без ущерба для целостности общего замысла. Особенно здесь проявилось композиционное мастерство Джотто. Композиция картины у Джотто всегда подчинена художественной логике и избегает эффектности.

Джотто

Джотто «Поцелуй Иуды». Падуя, капелла дель Арена (капелла Скровеньи), южная стена
Художник раскрывает тему рядом драматических эпизодов, соблюдая в каждом единство времени и места. Благодаря простоте ситуаций и выразительности жестов ему удается передать задуманные эпизоды. Каждая отдельная фреска капеллы, несмотря на полную согласованность всего живописного убранства, является отдельным законченным произведением. Художник часто использует светлый и праздничный колорит, в качестве фона применяет глубокий лазурный цвет, который задаёт основную ноту произведения.

Работа во Флоренции

Во Флоренции Джотто расписывал капеллы Перуцци в базилике Санта Кроче (Святого Креста).

Джотто

Собор Санта-Кроче (Флоренция)
Автор: Aklyuch из русский Википедия – собственная работа
Работа выполнена в технике секко (настенная живопись, выполняемая, в отличие от фрески, по твёрдой, высохшей штукатурке, вторично увлажнённой). Считается, что фрески созданы около 1320 г. Капелла посвящена Иоанну Крестителю и Иоанну Богослову.

Джотто

Джотто «Видение Иоанна на острове Патмос». Фрагмент стенной росписи секко (Флоренция, базилика Санта Кроче)
Отличие этих фресок от предыдущих работ – необычайно широкий формат, что позволило художнику показать свободное движение персонажей на фоне сложных архитектурных комплексов.
Фрески капеллы Барди, написанные в сочетании с живописью секко в 1325-1328 гг., повествуют о святом Франциске. Это монументальные композиции, выполненные не только самим Джотто, но и другими членами его мастерской.

Работа в Неаполе

В Неаполе Джотто работал над росписями в церкви Кастель Нуово, капелле ди Санта Барбара, личной капелле короля. В 1330 г. король Роберто присвоил Джотто титул придворного художника – в это время он находился при дворе неаполитанского короля Роберто Анжуйского.

Последние годы жизни

Весной 1334 г. Джотто был назначен главным архитектором Флоренции. В его обязанности входило руководство работами по строительству новой городской стены, ремонту мостов после паводка и возведению соборной колокольни Санта-Мария-дель-Фьоре – кампанилы. Кампанила – квадратная (реже круглая) в основании колокольня, обычно стоящая отдельно от основного здания храма.

Джотто

Вид на собор

Джотто

Кампанила Джотто при соборе Санта-Мария-дель-Фьоре
Он разрабатывал проект кампанилы и совместно с Андреа Пизано – рельефы её нижнего этажа. Джотто с его мастерской в 1336 г. расписал фресками торцовые стены капеллы святой Магдалины в Палаццо дель Подеста (Барджелло).
В Милане Джотто работал над фресками правителя Милана Аццоне Висконти, который начал масштабное строительство в Милане – возводились новые стены и часовые башни, строились новые площади, каналы и мостовые, были построены новая церковь и дворец, для работы над которым прибыл Джотто.
Скончался Джотто 8 января 1337 г., вскоре после своего возвращения из Милана. Похоронен в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре г. Флоренции.
Двое сыновей Джотто (из 8 детей) были художниками, участниками мастерской отца. Но славы не обрели, вероятно, в силу скромного дарования.

Значение творчества Джотто

Для ранних работ Джотто характерны яркий свет и тщательная проработка деталей. В дальнейшем в его работах появляется чувство пространства. Он умело смещал перспективу, направляя взгляд зрителя в необходимую точку картины. Живописные эффекты у Джотто создавались не за счёт количества цветов, а за счёт передачи постепенного перехода одного цвета в другой. Именно эти особенности были характерны для его стиля и позволяли безошибочно определить руку мастера.

Джотто

Джотто «Проповедь птицам»
Особенностями фресок Джотто и его мастерской были «сдержанность и достоинство в трактовке сюжетов, пластическая моделировка объёмов, чёткость пространственных построений, выразительность жестов и поз, светлый праздничный колорит и внутреннее художественное единство делают эти росписи уникальными в истории монументально-декоративной живописи» (словарь Брокгауза).
Он разработал приёмы моделировки форм при помощи постепенного высветления основного, насыщенного красочного тона – это позволило придать изображённым формам почти скульптурную объёмность и сохранить чистоту цвета. Джотто стал первым, кто сумел блестяще использовать изображение трёхмерного пространства в своих работах.
Главной чертой стиля Джотто является утончённость.

Джотто

Джованни Дюпре «Джотто» (1845). Статуя на фасаде галереи Уффици