Скульптура и декоративно-прикладное искусство Франции XVIII века

Севрский фарфор

В XVIII в. во Франции развивалась в основном скульптура исторического, мифологического и портретного жанров.
Основные стили – рококо и неоклассицизм.

В начале XVIII в. традиции классицизма развивал французский скульптор Эдме Бушардон. 

Эдме́ Бушардо́н (1698-1762)

Скульптура и декоративно-прикладное искусство Франции XVIII века

Франсуа-Юбер Друэ. Портрет Бушардона (1758). Лувр (Париж)
Эдме Бушардон – сын скульптора Жан-Батиста Бушардона и старший брат скульптора Жак-Филиппа Бушардона. Он работал в основном в античном стиле. Был придворным скульптором Людовика XV.
Самые известные его работы: фонтан на улице Гренель и статуя Людовика XV на одноименной площади в Париже (ныне площадь Согласия).

Скульптура и декоративно-прикладное искусство Франции XVIII века

Эдме Бушардон. Конная статуя Людовика XV (1748-1758). Бронза. Высота 69 см. Лувр (Париж)
Статую заказала Бушардону в 1748 г. купеческая гильдия Парижа в честь выздоравливающего «возлюбленного короля». В 1753-1775 гг. по проекту архитектора Жака Анжа Габриеля была построена площадь Людовика XV (ныне площадь Согласия), в центре которой в 1763 г. и был установлен памятник. Во время Великой французской революции монумент снесли и отправили в переплавку на пушки. В Лувре хранится модель скульптуры Бушардона.

Скульптура и декоративно-прикладное искусство Франции XVIII века

Э. Бушардон. Фонтан Четырех Сезонов
Фонтан создан в стиле классицизма XVII в. и античности. Это роскошная трехъярусная архитектурная декорация. Среди скульптур второго яруса – аллегорические фигуры сезонов года: Зимы, Весны, Лета, Осени. Бушарон за эту работу получил пожизненную пенсию.
Но большинство своих работ Бушардон выполнил в жанре портрета, преимущественно женского. Для его портретов характерны утонченность, изящество и аристократизм.

Скульптура и декоративно-прикладное искусство Франции XVIII века

Э. Бушардон. Статуя Девы Марии

Скульптура и декоративно-прикладное искусство Франции XVIII века

Самое известное его произведение – «Амур, делающий себе лук из палицы Геркулеса» (1750).
Наиболее известным мастером рококо был Жан-Батист Лемуан Младший.

Жан-Батист Лемуан Младший (1704-1778)

Скульптура и декоративно-прикладное искусство Франции XVIII века

Жан Валейд. Портрет Лемуана (1750). Музей Версаля
Жан-Батист Лемуан родился в семье известного художника Жана-Луи Лемуана. В 1768 г. стал директором Академии. Был любимым скульптором Людовика XV.
Самая лучшая декоративная работа Лемуана – скульптурные украшения для отеля Субиз в Париже.

Скульптура и декоративно-прикладное искусство Франции XVIII века

Отель Субиз

Скульптура и декоративно-прикладное искусство Франции XVIII века

Лемуан – автор множества бюстов короля, членов королевской фамилии, фавориток и придворных. В 1740-1760 гг. он создал целую портретную галерею скульптур вельмож, писателей, военных и др. известных людей.
Лемуан был хорошим педагогом, из его мастерской вышли два выдающихся скульптора середины века – Пигаль и Фальконе.

Жан Батист Пигаль (1714-1785)

Скульптура и декоративно-прикладное искусство Франции XVIII века

Мария-Сюзанна Жиру. Портрет Ж.Б. Пигаля (1770)
Первоначальное художественное образование получил под руководством Лелоррена и Лемуана, потом жил несколько времени в Италии.
Работал в стиле, переходном от рококо к неоклассицизму, выполнил ряд статуй и групп на мифологические и аллегорические темы.

Скульптура и декоративно-прикладное искусство Франции XVIII века

Ж.Б. Пигаль «Меркурий, завязывающий сандалию»
Автор уникальных надгробий и памятников.

Скульптура и декоративно-прикладное искусство Франции XVIII века

Ж.Б. Пигаль «Обнаженный Вольтер» (1776). Мрамор. Высота 150 см
Жан Батист Пигаль был прозван современниками Беспощадным, поскольку в портретах он никогда не идеализировал модель. Например в этом автопортрете мастер показал неумолимо надвигающуюся на него старость.

Скульптура и декоративно-прикладное искусство Франции XVIII века

Ж.Б. Пигаль. Автопортрет (ок. 1777). Терракота. Высота 44 см. Лувр (Париж)

Этьен Морис Фальконе (1716-1791)

Скульптура и декоративно-прикладное искусство Франции XVIII века

Этье́н Мори́с Фальконе́ в своих произведениях воплотил лирическую линию европейского классицизма XVIII в.
Мастер-виртуоз, он отлично владел техникой ваяния, был блестящим эрудитом, хотя, начиная обучение в мастерской Лемуана в 18 лет, был почти безграмотным. Фальконе более 10 лет руководил фарфоровой мануфактурой в Севре близ Парижа. Создал множество маленьких композиций в стиле рококо на античные сюжеты: «Грозящий Амур», «Пигмалион и Галатея», «Аполлон и Дафна» и др., в которых тонко переданы оттенки настроения.

Скульптура и декоративно-прикладное искусство Франции XVIII века

Фальконе «Грозящий Амур» (1755). Мрамор. Лувр (Париж)

Но больше его привлекали монументальные и драматичные образы.

Скульптура и декоративно-прикладное искусство Франции XVIII века

Фальконе «Милон Кротонский» (1754). Мрамор. Лувр (Париж)
Античный герой Милон бросил вызов богам, заявив, что сумеет руками расщепить дерево. Но его рука застряла в трещине ствола, и Милона, «прикованного» к дереву, растерзал лев. Герой изображён в сложной позе и эмоциональном напряжении.
Воплотить мечту о создании монументального произведения ему удалось в России. По совету Дидро императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I. Эскиз из воска был сделан ещё в Париже, после приезда мастера в Россию в 1766 г. началась работа над гипсовой моделью в величину статуи.

Скульптура и декоративно-прикладное искусство Франции XVIII века

Фальконе «Медный всадник» (Памятник Петру I)
Открытие памятника состоялось 7 (18) августа 1782 г. Название памятник получил благодаря одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы. Голову статуи лепила ученица скульптора, Мари Анн Колло. Змею, по замыслу Фальконе, вылепил Фёдор Гордеев. Отливка статуи осуществлялась под руководством литейных дел мастера Екимова Василия Петровича. Архитектурно-планировочные решения и общее руководство осуществлял Юрий Фельтен.
Гром-камень был найден в окрестностях деревни Конная Лахта. После того, как его извлекли из земли, котлован заполнила вода, и образовался водоём, сохранившийся до настоящего времени – Петровский пруд. Путь камня до места погрузки был равен 7855 м.

Скульптура и декоративно-прикладное искусство Франции XVIII века

Транспортировка «Гром-камня»
Автор: Engraving by I.F.Schley of the drawing by Y.M.Felten (1770), из Википедии
Памятник Петру I стал вершиной творчества Фальконе.

Жан Антуан Гудон (1741-1828)

Скульптура и декоративно-прикладное искусство Франции XVIII века

Р. Пил. Портрет Гудона
Жан-Антуан Гудон – один из самых знаменитых в свою эпоху мастеров психологического портрета. Он создал галерею психологических портретов представителей эпохи Просвещения, деятелей Французской революции конца XVIII в.
Обучался в Академии и стажировался в Риме. Занимался и античными сюжетами, наиболее известна композиция «Диана».

Скульптура и декоративно-прикладное искусство Франции XVIII века

Гудон «Диана»
Общеевропейское признание Гудону принесли портреты знаменитых современников: Вольтера, Дидро, Екатерины II, Бенджамина Франклина, Джорджа Вашингтона, Мирабо, Неккера, Руссо, Наполеона и др.

Скульптура и декоративно-прикладное искусство Франции XVIII века

Одной из самых знаменитых его работ является сидящая фигура насмешливого Вольтера, созданная в мраморе для Екатерины Второй (выставлена в Эрмитаже); её бронзовые копии были изготовлены для Комеди-Франсез и для публичной библиотеки Санкт-Петербурга.
Портреты Гудона отличаются остротой и психологизмом, выразительностью. Детские и женские образы Гудона более лиричны и естественны.

Скульптура и декоративно-прикладное искусство Франции XVIII века

Гудон «Мадам Гудон» (1787). Гипс. Лувр (Париж)

Декоративно-прикладное искусство

Интерьер

В интерьере XVIII в. важную роль играли ширмы, передвижные плоские стенки, зрительно изменяющие (уменьшающие) пространство. Инкрустация, живописные панно использовались для оформления стен. Преобладали бледные тона обоев, обивки мебели.

Скульптура и декоративно-прикладное искусство Франции XVIII века

Овальный салон. Отель Субиз (Париж)
Здесь характерная для рококо мебель: маленькие изящные кресла, столики и кушетки с изогнутыми ножками, золоченые бра и подсвечники с причудливыми очертаниями.
В этот период была мода на китайские ширмы, фарфор и лаковую живопись. В середине 60-х гг. XVIII в., с развитием неоклассицизма, интерьеры стали более простыми и строгими.
Декораторы неоклассицизма создавали иллюзию большого, масштабного пространства независимо от реальных размеров комнат и залов.

Фарфор

Фарфоровые изделия во Франции изготавливали с конца XVII в., а расцвет ремесла приходится на середину XVIII в. и связан с королевской мануфактурой в Севре, когда её возглавлял Фальконе.

Скульптура и декоративно-прикладное искусство Франции XVIII века

Поднос для чашек

Скульптура и декоративно-прикладное искусство Франции XVIII века

Кубок