Изобразительное искусство и архитектура Германии XVIII века

Изобразительное искусство и архитектура Германии XVIII века

В XVIII в. в Германии жили и работали Иоганн Вольфганг Гёте, философ Иммануил Кант, композитор Иоганн Себастьян Бах и другие выдающиеся деятели науки и культуры.


В то же время Германия испытывала упадок в экономике, сохраняющийся из-за раздробленности страны на множество мелких королевств, герцогств и княжеств. В ряде земель сохранялось ещё крепостное право.
Но, тем не менее, искусство продолжало развиваться. Особенно успешно оно развивалось в Баварии, Пруссии и Саксонии. В Вюрцбурге (Бавария) работал итальянский художник Джованни Баттиста Тьеполо, а в Дрездене (Саксония) – мастер ведуты Бернардо Беллотто.

 

Архитектура и скульптура

С Баварией тесно связано творчество архитектора Бальтазара Неймана.

Иоганн Бальтазар Нейман (Нойман) (1687-1753)

Изобразительное искусство и архитектура Германии XVIII века

И.Б. Нейман – один из крупнейших немецких архитекторов барокко и рококо.
Нейман состоял на службе у вюрцбургских епископов. В 1717-1718 гг. в составе франконских войск он побывал в Австрии и Венгрии, где участвовал в качестве инженера в укреплении Белграда.
В 1720 г. Нейману было поручено проектирование нового дворца-резиденции в Вюрцбурге. Это была самая крупная постройка Неймана, которую впоследствии расписал Тьеполо.

Изобразительное искусство и архитектура Германии XVIII века

Архитектурный комплекс был создан в стиле барокко. Его сравнивают с венским дворцом Шёнбрунн и парижским Версалем. В 1981 г. ЮНЕСКО включила Вюрцбургскую резиденцию в Список всемирного наследия.
Это огромный дворец с четырьмя внутренними дворами и протяженным фасадом (167 м). Фасад оформлен крупными ризалитами. Нижний этаж выполнен строго и просто; верхние этажи украшены скульптурами, в которых чувствуются гармония и тонкий вкус. В интерьере дворца особенно сильное впечатление производит парадная монументальная и изысканная лестница.

Изобразительное искусство и архитектура Германии XVIII века

Парадная лестница в Вюрцбурге
Другие архитектурные создания Б. Неймана: базилика 14 святых (находится в лесном массиве недалеко от Бад-Штаффельштайна на месте, где, согласно легенде, дважды появлялся младенец Иисус в сопровождении 14 святых; базилика в Госвайнштайне; католическая церковь Троицы в центре посёлка Гайбах; паломническая капелла на горе св. Николая над Майном в Вюрцбурге – последнее произведение архитектора; капелла в Китцингене расположена на противоположном центру города берегу Майна и выделяется среди соседних храмов характерной для творчества Ноймана формой крыши.

Изобразительное искусство и архитектура Германии XVIII века

Балтазар Нойман. Базилика в Гёсвайнштайне. Построена Нойманом в 1730-1739 гг. как церковь для паломников на пути св. Иакова

Ма́ттиас Да́ниель Пёппельман (1662-1736)

Изобразительное искусство и архитектура Германии XVIII века

Придворный архитектор Августа Сильного, основной представитель дрезденского барокко. Дрезден своим знаменитым барочным обликом обязан именно Пёппельману.
М. Д. Пёппельман родился в купеческой семье в Вестфалии. В возрасте 18 лет он поступил в саксонское управление по строительству. Первые 6 лет выполнял вспомогательные работы. Затем строил дома для горожан. В 1710 г. король Август Сильный отправляет М. Пёппельмана в учебную поездку в Вену, Рим и Неаполь, затем – в Париж и Нидерланды. В 1718 г. он уже получает должность заместителя главного государственного архитектора. В этой должности полностью раскрылся талант Пёппельмана как архитектора и администратора: он превратил Дрезден в один из красивейших городов Европы эпохи рококо.
В 1734 г. престарелый архитектор покидает этот свой пост. Скончался в январе 1736 г. от болезни.
Главным творением М. Пёппельмана считается дрезденский Цвингер (1711-1728), созданный им совместно с архитектором Бальтазаром Пермозером.

Изобразительное искусство и архитектура Германии XVIII века

М. Пёппельман. Дворец Цвингер

Изобразительное искусство и архитектура Германии XVIII века

Двор Цвингера
Цвингер – дворцово-парковый комплекс в Дрездене из четырёх зданий. Сейчас здесь находятся уникальные музеи, среди которых Физико-математический салон, Собрание фарфора и наиболее известная Дрезденская картинная галерея (Галерея старых мастеров).
Из камня, в стиле барокко, три стороны Цвингера были построены до 1732 г. Маттеусом Даниэлем Пёппельманном. Четвёртая сторона архитектурного ансамбля, спроектированная Готфридом Земпером, была возведена в 1847-1855 гг.
Главным украшением строения являются фонтаны и в особенности Нимфенбад (Купальня нимф). Замечательным является также мелодичный, чистый перезвон фарфоровых колокольчиков из мейсенского фарфора на часах Цвингера. А из многочисленных скульптур выделяется фигура Геракла, поддерживающего земной шар.

Изобразительное искусство и архитектура Германии XVIII века

Фонтан «Купальщица»
Другими возведёнными им зданиями являются дрезденский Японский дворец (1715), замок Пильниц (1720-1723), замок Гроссзидлиц, замок Градиц (1720), аббатство Йоахимштейн (1722-1728), перестройка замка Морицбург, мост Аугустусбрюкке (1727-1731) и др.

Изобразительное искусство и архитектура Германии XVIII века

М. Пёппельман. Японский дворец

Другие архитектурные сооружения в Саксонии

Большинство построек этого периода создавалось в стиле барокко. Это относится и к строительству храмов.

Изобразительное искусство и архитектура Германии XVIII века

Дворцовую церковь в Дрездене (Хофкирхе) создал в 1738-1756 гг. итальянский архитектор Гаэтано Кьявери (1689-1770).
Её западный фасад выполнен необычно: прямо над входом расположена колокольня, высота и обилие украшений которой сразу притягивают к себе внимание.

Изобразительное искусство и архитектура Германии XVIII века

Фрауэнкирхе в Дрездене. Архитектор Георг Бер (1726-1743)
Фото из Википедии
Фрауэнкирхе строился как лютеранский (протестантский) собор, несмотря на то что курфюст саксонский Август I (1670–1733), при котором началось строительство, был католиком.
Архитектор Георг Бер – известный мастер немецкого барокко. Отличительной особенностью собора является его огромный 12-тонный купол 95 м высотой. Купол не имел дополнительных опор внутри здания, но вся конструкция оказалась прочной и устойчивой. По свидетельству очевидцев, в 1760 г., во время Семилетней войны, в купол попало более 100 пушечных ядер, выпущенных прусской артиллерией, и ни один из них не причинил храму вреда: ядра отскакивали от купола, как теннисные мячи от стенки.
Во время Второй мировой войны Фрауэнкирхе был разрушен во время бомбежек Дрездена союзной авиацией. В конце XX-начале XXI вв. храм был на реставрации, которая продолжалась 13 лет. В 2005 г. возрождённый Фрауэнкирхе был освящен.

Архитектурные сооружения Пруссии

Для короля Пруссии Фридриха II архитектор Георг Венцеслаус Кнобельсдорф (1699-1753) построил в Потсдаме королевскую резиденцию Сан-Суси (1745-1747), в переводе с французского «без забот».

Изобразительное искусство и архитектура Германии XVIII века

Виноградные террасы на фоне дворца Сан-Суси
Автор фото – Paul Odörfer, из Википедии
Это вытянутое одноэтажное здание с изящной балюстрадой по карнизу являет собой пример немецкого рококо. В центре дворца – овальный зал под куполом. Полукруглый парадный двор окружен колоннадой. Огромные окна-двери паркового фасада делают стену почти прозрачной и создают ощущение единства природы и дворцовых интерьеров. Резиденция должна была создавать ощущение гармонии и настраивать на радостное и беззаботное ощущение жизни.
В Пруссии постепенно сложилась холодная и тяжеловесная архитектура немецкого неоклассицизма. Ярким примером этого стиля являются Бранденбургские ворота в Берлине (1788-1791). Архитектор Карл Готхард Лангханс (1732-1808) образцом для них избрал Пропилеи – парадный вход на афинский Акрополь.

Изобразительное искусство и архитектура Германии XVIII века

Бранденбургские ворота и Берлинская стена в июне 1988 г.
Бранденбургские ворота, которым уже более 200 лет, являются самым знаменитым символом Берлина и Германии. Долгие годы они служили символом разделённых Германии и Берлина, а после 1989 г. стали воплощением воссоединения страны.
Бранденбургские ворота (вид с восточной стороны)

Изобразительное искусство и архитектура Германии XVIII века

Автор фото: ger1axg - собственная работа, из Википедии
Наиболее известный скульптор немецкого барокко – Андреас Шлютер (около 1660-1714).
В конном бронзовом памятнике курфюсту Фридриху Вильгельму II в Берлине Шлютер облачил его в античное одеяние и парик по моде XVII в.

Изобразительное искусство и архитектура Германии XVIII века

Статуи скованных рабов, подпирающие постамент, дополняют композицию и олицетворяют побежденных врагов Пруссии.

Живопись

Крупнейшим художником немецкого неоклассицизма был Антон Рафаэль Менгс (1728-1779).

Изобразительное искусство и архитектура Германии XVIII века

А.Р. Менгс. Автопортрет (1773)
А.Р. Менгс – сын саксонского придворного художника-датчанина Измаила Менгса. Начал рисовать под руководством отца. В 1741-1744 гг. вместе с отцом жил в Риме, где изучал античное искусство и работы старых мастеров. Возвратившись в Дрезден, в 17 лет получил должность кабинетного художника. Работал в основном в жанрах портрета и исторической живописи.
В портретах умело сочетал барочную парадность и точную передачу индивидуальных черт модели. Ему позировали самые могущественные люди эпохи, в том числе и Екатерина II.

Изобразительное искусство и архитектура Германии XVIII века

А.Р. Менгс. Портрет Иоганна Иоахима Винкельманна (немецкий искусствовед, основоположник современных представлений об античном искусстве и археологии, друг Менгса)
Менгс проповедовал отказ от излишеств стиля рококо и возврат к классическим нормам. Он разработал строгие правила выбора моделей и сюжетов для художественного произведения, призывал соединить античную красоту с лучшими чертами творчества Рафаэля, Тициана и Корреджо. Он критиковал живописцев XVII в. за чрезмерное увлечение светотеневыми эффектами, а художников XVIII в. – за тематику, лишённую моральных и образовательных устремлений.

Изобразительное искусство и архитектура Германии XVIII века

А.Р. Менгс «Мадонна с младенцем»
Менгс стремился к красоте форм и к соблюдению точных правил композиции, законов светотени и определенных приёмов живописи масляными красками, фресковой росписи, техники акварельного и пастельного рисунка. Менгс считал себя первым неоклассицистом, в то же время он был одним из последних мастеров барокко.

Изобразительное искусство и архитектура Германии XVIII века

А.Р. Менгс «Непорочное зачатие Девы Марии, матери Иисуса Христа»
Фото из Википедии
Менгс создавал и монументальные росписи, и камерные портреты, во всем ориентируясь на свой идеал – античное искусство. Но Менгс принимал только внешние формы древних памятников, не проникаясь их духом.
В эпоху неоклассицизма немецкая живопись особенно тяготела к жанру портрета.

Антон Графф (1736-1813)

Изобразительное искусство и архитектура Германии XVIII века

А. Графф. Автопортрет (1805-1806)
Антон Графф – немецкий художник швейцарского происхождения, выдающийся портретист своего времени.
Написал более 1,5 тысяч портретов, среди которых наиболее интересны изображения деятелей науки и искусства: немецкого поэта Иоганна Фридриха Шиллера, драматурга Готхольда Эфраима Лессинга, Фридриха Гедике и др. По заказу Екатерины II копировал ряд картин из Дрезденской галереи для Эрмитажа.

Изобразительное искусство и архитектура Германии XVIII века

А Графф. Портрет Ф. Шиллера

Изобразительное искусство и архитектура Германии XVIII века

А. Графф. Портрет Фридриха Великого
Художник умел передавать неповторимые черты характера каждого из портретируемых, уловить настроение и выразить это на полотне.

Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн (1751-1829)

Изобразительное искусство и архитектура Германии XVIII века

Немецкий художник эпохи классицизма, мастер портрета.

Изобразительное искусство и архитектура Германии XVIII века

Тишбейн Иоганн Генрих Вильгельм «Гёте в Кампанье» (1787). Штеделевский институт (Франкфурт-на-Майне)
Портрет был написан в Риме, во время итальянского путешествия поэта, когда он гостил в доме своего друга Иоганна Генриха Вильгельма Тишбейна. На фоне эффектного итальянского пейзажа, окруженный античными руинами, великий поэт предстает как некий идеал творческой личности, однако при этом его облик остается удивительно естественным. Мастер сумел уловить момент вдохновения у Гёте. Портрет приобрёл огромную популярность.

Ангелика Кауфман (1741-1807)

Изобразительное искусство и архитектура Германии XVIII века

А. Кауфман. Автопортрет (1780-1785). Эрмитаж (Петербург)

Немецкая художница. Много лет жила в Италии. Создала множество работ на античные сюжеты. Но лучшим ее достижением следует считать портреты, особенно женские. Живопись Кауфман (портреты, библейские, исторические, литературные и античные мифологические сюжеты) развивается в рамках классицизма.

Изобразительное искусство и архитектура Германии XVIII века

А. Кауфман «Баронесса фон Крюденер с сыном» (1784)

Декоративно-прикладное искусство

С 1710 г. в Саксонии существовало фарфоровое производство. Позднее оно распространилось и в другие города.

Изобразительное искусство и архитектура Германии XVIII века

Чайник. Саксонский фарфор
Помимо дорогой изысканной посуды фарфоровые мастера создавали маленькие статуэтки и скульптурные группы в традициях рококо.

Изобразительное искусство и архитектура Германии XVIII века

Пастух, играющий на флейте, с собакой. Фарфор, высота 15, 2 см
Посуду обычно расписывали изображениями зверей и птиц, портретами, бытовыми зарисовками. Особенно удавались мейсенским мастерам «галантные празднества» – сцены утонченных развлечений аристократии.

Изобразительное искусство и архитектура Германии XVIII века

Чайная чашка. Фарфор, высота 4,5 см