Архитектура Италии позднего барокко и неоклассицизма (XVIII в.)

Каскад фонтанов

XVIII век в Италии отмечен экономическим кризисом и сокращением масштабов строительства. Но искусство продолжало развиваться.

Архитектор Филиппо Юварра – крупнейший представитель позднего барокко в Италии. 

Филиппо Юварра (1678-1736)

Архитектура Италии позднего барокко и неоклассицизма (XVIII в.)

Агостино Масукси «Портрет Филиппо Юварра»

Филиппо Юварра решил посвятить себя архитектуре ещё в юности. Этот вид искусства он изучал под руководством Карло Фонтаны – ученика и продолжателя дела Бернини.
В Мессине он построил дворец для герцога савойского Виктора-Амедея II и вслед за ним отправился в Турин, где соорудил западное крыло палаццо Мадама, дворец герцога Аостского, палаццо Бираго, церковь в Суперге, близ этого города, замечательную благородной простотой и стильностью, и охотничий замок Ступиниджи.

Архитектура Италии позднего барокко и неоклассицизма (XVIII в.)

Палаццо Мадама – дворцовый комплекс в Турине

Архитектура Италии позднего барокко и неоклассицизма (XVIII в.)

Парадная лестница в палаццо Мадама

Архитектура Италии позднего барокко и неоклассицизма (XVIII в.)

Церковь в Суперге

Суперга – католическая базилика, построенная на вершине холма, она возвышается над Турином. Отсюда в 1706 г. будущий сардинский король Виктор Амадей II и его кузен Евгений Савойский наблюдали за осадой города французами и испанцами. В случае успешного исхода битвы они дали обет возвести на этом месте храм.
В базилике похоронены все пьемонтские короли, начиная с Виктора Амедея II.

Архитектура Италии позднего барокко и неоклассицизма (XVIII в.)

Ступиниджи

Король Виктор-Амадей II поручил Филиппо Юварре выстроить в Ступиниджи охотничий домик для пребывания двора во время выездов короля на охоту. Строительство началось в 1729 г. и продолжалось с перерывами на протяжении всего XVIII в.
В настоящее время дворец занимает музей декоративно-прикладного искусства. На изначальное предназначение здания указывает статуя оленя на крыше.

В 1724 г. Юварру приглашают в Португалию для составления архитектурных проектов, затем он возвращается в Италию.
Здесь он построил купола церкви Сант-Андреа в Мантуе и Комского собора, новый фасад базилики св. Амвросия в Милане.

Архитектура Италии позднего барокко и неоклассицизма (XVIII в.)

Фронтон базилики

Последней его работой был проект нового королевского дворца в Мадриде.

Архитектура Италии позднего барокко и неоклассицизма (XVIII в.)

Королевский дворец в Мадриде

Королевский дворец в Мадриде – официальная резиденция королей Испании. Проект дворца был начал Юваррой, но после его смерти доводит проект до конца в стиле итальянского барокко другой итальянец – Джованни Баттиста Саккетти.

Архитектура Италии позднего барокко и неоклассицизма (XVIII в.)

Юварра построил для испанского короля загородный дворец Ла Гранха. Первоначально король Испании Филипп V планировал строительство охотничьего домика, но у архитектора Филиппо Юварры замысел превратился в полноценную загородную резиденцию с парком на версальский манер и скульптурными группами фонтанов.
Филипп V так полюбил это место, что завещал похоронить себя в дворцовой церкви с фресками кисти Тьеполо.
Величественные постройки Юварры отличаются классической четкостью деталей и прямолинейностью планов.

Другие постройки в Риме в XVIII веке

Архитектура Италии позднего барокко и неоклассицизма (XVIII в.)

Фонтан Треви – самый крупный и претенциозный фонтан Рима (1732-1762, архитектор Никколо Салви). Он установлен на фоне величественного палаццо Поли и от этого кажется еще грандиознее. Фонтан украшают многочисленные скульптуры и рельефы.

Архитектура Италии позднего барокко и неоклассицизма (XVIII в.)

Лестница на площади Испании – настоящая жемчужина позднего барокко в Риме (1721-1725, архитекторы Алессандро Спекки и Франческо де Санктис). Лестница состоит из 12 пролётов и 138 ступеней, которые ведут с Испанской площади к расположенной на вершине холма церкви Тринита-деи-Монти.
Постепенно в итальянскую архитектуру проникают веяния неоклассицизма. Особенно очевидно это в облике реконструированной раннехристианской базилики Сан-Джованни ин Латерано в Риме архитектора Алессандро Галилея, возведённой ещё в IV в. при жизни императора Константина Великого.

Архитектура Италии позднего барокко и неоклассицизма (XVIII в.)

Алессандро Галилей (1691-1737) – итальянский архитектор, родственник Галилео Галилея.  Алессандро Галилей был сильно впечатлён идеями палладианства. Работал в Англии, Ирландии, где  строил пригородные виллы в духе Андреа Палладио.
Значение Галилея в том, что он стремился к пересмотру тогдашнего архитектурного стиля барокко в  пользу неоклассицизма.

 Архитектура Италии позднего барокко и неоклассицизма (XVIII в.)

Черты зарождающегося неоклассицизма видны и в обновлённом фасаде базилики Санта-Мария  Маджоре (1734-1750) архитектора Фердинандо Фуга, хотя изобилие скульптуры и лепного убранства  напоминает о традициях барокко.

Архитектура Италии позднего барокко и неоклассицизма (XVIII в.)

Джузеппе Бонито «Портрет Фердинандо Фуга»

Фердинандо Фуга (1699-1782) – итальянский архитектор эпохи позднего барокко родом из Флоренции, плодотворно работавший в Неаполе, Сицилии и в Риме.

Архитектура Италии позднего барокко и неоклассицизма (XVIII в.)

Палаццо Корсини – дворец в стиле позднего барокко в Риме, возведённый для семьи Корсини в 1730-1740 гг. на основе располагавшейся на этом месте виллы XV в. по проекту архитектора Фердинандо Фуга.
Второй этаж палаццо Корсини занимает Национальная галерея старинного искусства. Коллекции галереи старинного искусства (в основном работы после 1000 г.) расположены в различных римских строениях: Палаццо Барберини, Галерея Боргезе и Палаццо Корсини.
Большинство основных экспонатов Галереи Корсини были переданы в дар семьёй Корсини и первоначально были собраны заядлым коллекционером XVII в. кардиналом Нери Мария Корсини.
В 1883 г. дворец и его содержимое были проданы государству. В галерее широко представлено итальянское искусство от раннего Возрождения до позднего XVIII в. Представлены работы исторического и религиозного содержания, пейзажи с жанровыми картинами.

Архитектура Италии позднего барокко и неоклассицизма (XVIII в.)

Величественный Королевский дворец в Казерте под Неаполем (1752-1780) сооружали два талантливых архитектора: Луиджи Ванвителли (1700-1773) и его ученик Джузеппе Пьермарини (1734-1808). Он является загородным дворцом неаполитанских королей.
Во дворце 1200 комнат, его площадь 245 тыс. м². Это самое большое здание, возведённое в Европе в XVIII в.: он в 3,5 раза больше Версальского дворца. Архитектор Луиджи Ванвителли взял за образец не столько Версаль, сколько королевский дворец в Мадриде, где провёл детские годы тогдашний король.
Квадратное в плане сооружение включает в себя дворцовую церковь и придворный театр, но не были воплощены планы архитектора по строительству университета и библиотеки. Не был осуществлён и его проект 20-километровой подъездной аллеи. Вокруг дворца разбит обширный парк. Созданы многочисленные фонтаны, колоссальный акведук и шёлкопрядильная мануфактура с домиками для рабочих, замаскированными под садовые павильоны.

Архитектура Италии позднего барокко и неоклассицизма (XVIII в.)

Каскад фонтанов перед дворцом

Архитектура Италии позднего барокко и неоклассицизма (XVIII в.)

Фонтан «Актеон»

Архитектура Италии позднего барокко и неоклассицизма (XVIII в.)

Тронный зал

Монументальное убранство парадных залов напоминает театральные декорации, парк с огромным водным каскадом и фонтанами характерны для барокко. Но планировка дворца в форме четырёхугольника с несколькими внутренними дворами, строгое оформление фасадов работы Пьермарини полностью отвечают духу неоклассицизма.

Итальянский архитектор Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778)

Архитектура Италии позднего барокко и неоклассицизма (XVIII в.)

Пиранези был археологом, архитектором и художником-графиком, мастером архитектурных пейзажей. Он прославился не постройками (возвёл мало зданий), а гравюрами и рисунками. Он создал сотни гравюр с видами Рима, проектов воображаемых зданий. Самыми загадочными из них были «Тюрьмы».
Он оказал сильное влияние на последующие поколения художников романтического стиля и на сюрреалистов. С его именем связывают понятие «бумажная архитектура».

Архитектура Италии позднего барокко и неоклассицизма (XVIII в.)

Дж. Баттиста Пиранези «Тюрьмы». Лист IV (около 1760). Гравюра. 54,5 x 41,5 см

Архитектура Италии позднего барокко и неоклассицизма (XVIII в.)

Дж. Баттиста Пиранези «Тюрьмы». Лист VII (около 1760). Гравюра. 54,5 x 41,5 см

«Тюрьмы» (или «Темницы») – это мрачные и пугающие своими размерами и отсутствием постижимой логики архитектурные построения, где пространства загадочны, непонятно предназначение этих лестниц, мостиков, переходов, блоков и цепей. Мощь каменных конструкций подавляет. Создавая второй вариант «Темницы», художник драматизировал первоначальные композиции: углубил тени, добавил множество деталей и человеческих фигур – то ли тюремщиков, то ли узников, привязанных к пыточным приспособлениям.
В 1763 г. папа Климент XIII поручил Пиранези постройку хоров в церкви Сан-Джованни в Латерано (архитектор Франческо Борромини).
Главной работой Пиранези в области реальной архитектуры стала перестройка церкви Санта Мария Авентина (1764-1765).

Архитектура Италии позднего барокко и неоклассицизма (XVIII в.)

Фасад церкви Санта-Мария дель Приорато

Прежнее название – Санта-Мария на Авентине. Это церковь Мальтийского ордена на холме Авентин. Построена в неоклассическом стиле по проекту Пиранези. Размеры здания 31х13 м. Интерьер включает один неф и один алтарь. В этой церкви и похоронен Джованни Баттиста Пиранези.