Лоренцо Бернини – крупнейший представитель итальянского барокко

Лоренцо Бернини. Автопортрет

Лоренцо Бернини в равной степени проявил себя и в архитектуре, и в скульптуре.

Кроме того, он был художником и человеком театра: он писал, ставил пьесы и играл в них, проектировал декорации и театральные машины. Также он занимался созданием декоративных предметов: ламп, столов, зеркал и даже карет.
Он проектировал церкви, капеллы и светские здания, разрабатывал крупные объекты, сочетающие в себе архитектуру и скульптуру (публичные фонтаны и надгробные памятники). 

Биография

Лоренцо Бернини – крупнейший представитель итальянского барокко

Лоренцо Бернини. Автопортрет (ок. 1623)

Джованни Лоренцо Бернини родился в 1598 г. в Неаполе в семье скульптора-маньериста Пьетро Бернини и был шестым ребенком в семье из 13 детей. Талант его проявился довольно рано: уже в возрасте 8 лет, когда он сопровождал своего отца в Рим, на него обратили внимание художник Аннибале Карраччи и папа Павел V. В дальнейшем ему покровительствовал богатый и могущественный кардинал Боргезе.
Первые работы Бернини были созданы им в подражание классической скульптуре Древней Греции и Рима. К 22 годам он уже считался достаточно талантливым скульптором, он изобразил самого папу Павла V.
В период 1619-1625 гг. Лоренцо Бернини создаёт 4 шедевра: «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-1622), «Аполлон и Дафна» (1622-1625) и «Давид» (1623-1624) – и окончательно утверждает свою репутацию талантливого скульптора.

Лоренцо Бернини – крупнейший представитель итальянского барокко

Лоренцо Бернини «Аполлон и Дафна» (1622-1625)

Обрабатывая и полируя мрамор для скульптуры, Бернини добивался почти натуралистических эффектов в имитации блеска и мягкости кожи, фактуры ткани.

Лоренцо Бернини – крупнейший представитель итальянского барокко

Вот потрясающая скульптура Бернини в соборе св. Петра. Посмотрите внимательно: это не ткань, а мрамор!
12 июля католическая церковь отмечает день святой Вероники, покровительницы фотографии. С памятью этой святой католики связывают Нерукотворный образ Спасителя. Святая Вероника – благочестивая еврейка, сопровождавшая Христа на его пути на Голгофу и давшая ему, изнемогавшему под тяжестью креста, льняной платок, чтобы Он мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке.

Его произведениям присущи стремительность движения, сочетание одновременно религиозности и чувственности. В его скульптурах соединились классическое великолепие скульптур Ренессанса и динамизм маньеризма.
После восшествия на папский престол кардинала Маффео Барберини в качестве папы Урбана VIII Бернини приобрёл покровительство семьи Барберини, он получил официальные должности, связанные с архитектурой, скульптурой и градостроительством. После смерти Карло Мадерны в 1629 г. Бернини был назначен главным архитектором собора святого Петра и начал создавать его декор.

Лоренцо Бернини – крупнейший представитель итальянского барокко

Балдахин в соборе святого Петра

Балдахин святого Петра – центральный элемент его амбициозного плана. Огромный балдахин высотой в 29 м, – шедевр Бернини. Над балдахином гениальный скульптор работал почти 10 лет. Витые колонны очень красивы. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини.
Затем были созданы 4 колоссальные статуи в нишах столпов («Святой Лонгин» – работа самого Бернини, три других принадлежат его ученикам).

Лоренцо Бернини – крупнейший представитель итальянского барокко

Лоренцо Бернини «Святой Лонгин» (1638)

В это время Бернини создаёт мраморные портреты современников: бюст Констанцы Бонарелли, бюсты папы Урбана VIII, бюст Франческо Барберини и два бюста Шипионе Боргезе. Эти портреты сделали его настолько известным, что он начал получать заказы из-за пределов Рима: от кардинала Ришельё, Франческо I д'Эсте, английского короля Карла I и Генриетты Марии Французской.

Лоренцо Бернини – крупнейший представитель итальянского барокко

Лоренцо Бернини. Бюст папы Урбана VIII

После смерти Урбана в 1644 г. и восшествия на престол Иннокентия X (из семьи врагов Барберини) разгорелся скандал из-за трещин в здании собора святого Петра, хотя вины Бернини в этом не было. Но его противники убедили папу Иннокентия X отдать приказ о сносе башен, это было для Бернини большим ударом – моральным и финансовым. Со временем истина была открыта. А Бернини разрешили всё-таки продолжить украшение собора.
Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа (храм спроектирован Карло Мадерна) – пример мастерства Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое». Центральной точкой капеллы является скульптурная группа «Экстаз святой Терезы» – яркая картина, выполненная в белом мраморе: замершая Тереза и ангел с безмятежной улыбкой, осторожно направляющий стрелу в сердце святой.

Лоренцо Бернини – крупнейший представитель итальянского барокко

По обе стороны от скульптуры расположены рельефные изображения членов семьи Корнаро.

Александр VII, став папой, начал реализовывать свой амбициозный план превращения Рима в мировую столицу путем городского благоустройства. Он приказал провести архитектурные изменения города – соединить новые и существующие здания улицами и площадями. Деятельность Бернини этого времени сосредоточилась на проектировании зданий и их окружения. Так, на площади св. Петра он построил две массивных полукруглых колоннады, каждый ряд в которых состоит из четырёх белых колонн. В результате образовалась овальной формы арена, на которой граждане, гости города и паломники могли стать очевидцами публичного появления папы в лоджии на фасаде собора святого Петра или на балконах соседних дворцов Ватикана. Это решение Бернини расширило символическое величие Ватикана.

Лоренцо Бернини – крупнейший представитель итальянского барокко

Вид площади св. Петра с купола собора

Бернини уменьшил количество украшений в здании, стараясь привлекать внимание зрителей к простоте, хотя любил пышные декоры.
В апреле 1665 г. Бернини по совету папы Александра VII и французского королевского двора прибыл в Париж для работы над заказом Людовика XIV, которому был нужен архитектор для завершения работ в Лувре. Популярность Бернини была велика: во время его прогулок на улицах собирались толпы. Но все представленные им варианты проекта восточного фасада Лувра были отвергнуты.
Единственное произведение, оставшееся от его недолгого пребывания в Париже, – бюст Людовика XIV.

Лоренцо Бернини – крупнейший представитель итальянского барокко

Лоренцо Бернини. Бюст Людовика XIV (1665)

После возвращения из Парижа Бернини работал над убранством капеллы Киджи (семейной капеллы Александра и по его заказу) в церкви Санта-Мария-дель-Пополо. Он изваял статуи пророков Аввакума и Даниила. В 1668 г. Бернини закончил конную статую Константина Великого.

Лоренцо Бернини – крупнейший представитель итальянского барокко

Статуя изображает момент божественного видения, явленного императору, после которого он одержал важную победу и прекратил гонения на христианство.

Лоренцо Бернини – крупнейший представитель итальянского барокко

Последней крупной работой мастера стала гробница папы Александра VII в соборе святого Петра. Скульптурная группа включает в себя коленопреклонённого Александра, четыре женские фигуры-аллегории, изображающие добродетели, свойственные усопшему при жизни (Милосердия с детьми, скульптор G. Mazzuoli); Истины, опирающейся левой ногой на земной шар, скульпторы Morelli and Cartari; Благоразумия, скульптор G. Cartari и Правосудия (скульптор L. Balestri) и Смерть с песочными часами в руках. Этот монумент стал вершиной европейского погребального искусства.

Лоренцо Бернини – крупнейший представитель итальянского барокко

Одна из работ последнего периода жизни – «Спаситель мира» (1679)

Бернини умер в Риме в 1680 г. и похоронен вместе с родителями в фамильной усыпальнице в церкви Санта-Мария-Маджоре.

Лоренцо Бернини – крупнейший представитель итальянского барокко

Бернини всю жизнь сопутствовали признание и успех. Круг его заказчиков составляли папы, кардиналы и высшая римская аристократия. Творчество Бернини оказало большое влияние на европейское искусство XVII-XVIII вв.

Лоренцо Бернини – крупнейший представитель итальянского барокко

Джованни Лоренцо Бернини в 1665 г. Портрет кисти Дж.Б. Гаулли

Архитектура Лоренцо Бернини

В области архитектуры Бернини получил известность церковными и светскими сооружениями, работами по городскому благоустройству. Он улучшал существующие здания и проектировал новые. Наиболее известные его работы – колоннада перед собором святого Петра, внутреннее убранство собора и площадь святого Петра.

Лоренцо Бернини – крупнейший представитель итальянского барокко

Колоннада святого Петра

В сфере светской архитектуры – множество римских дворцов: после смерти Карло Мадерны Бернини руководил возведением палаццо Барберини в 1630 г; палаццо Людовизи (ныне палаццо Монтечиторио, начато в 1650 г); и палаццо Киджи (ныне палаццо Киджи-Одескальки, начато в 1664 г).

Лоренцо Бернини – крупнейший представитель итальянского барокко

Пьяцца ди Монтечиторио с египетским обелиском перед фасадом палаццо

Бернини в основном занимался уже существующими церквями, но несколько церквей спроектированы им с нуля. Наиболее известна небольшая, но богато украшенная овальная церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале (начата в 1658 г.), построенная для иезуитов, одно из немногих творений, которым, по словам сына Бернини, Доменико, отец был по-настоящему доволен.

Лоренцо Бернини – крупнейший представитель итальянского барокко

Сант-Андреа-аль-Квиринале

Бернини также проектировал церкви в Кастель-Гандольфо (Сан-Томмазо да Вилланова, 1658-1661) и в Аричче (Санта-Мария дель Ассунцьоне, 1662-1664).

Римские фонтаны Лоренцо Бернини

Среди творений Бернини важное значение имеют его фонтаны: фонтан Тритона, фонтан Пчёл. Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона – шедевр зрелищности и политической аллегории.

Лоренцо Бернини – крупнейший представитель итальянского барокко

Фонтан Четырёх рек

Бернини является автором скульптуры Мавра для Мавританского фонтана (1653) на Пьяцца Навона.

Другие работы Лоренцо Бернини

Бернини проявил себя и в качестве живописца. Первоначальные познания он получил, вероятно, от своего отца. Известно 150 холстов Бернини, но уверенно отнести к его работам можно только 35-40 из них. В основном это портреты, в том числе несколько автопортретов, выполненных в свободной живописной манере, напоминающей портреты Веласкеса.

Лоренцо Бернини – крупнейший представитель итальянского барокко

Лоренцо Бернини. Автопортрет

Сохранилось около 300 рисунков, лишь малая часть того, что он создал.