Архитектура и скульптура итальянского барокко (XVI-XVII вв.)

Церковь Сан-Джованни-деи-Фиорентини

В Италии в конце XVI в. сложился стиль барокко. Он отличался масштабностью, эмоциональностью и сложностью композиции.

Главная особенность барокко – создание ансамбля. Эта особенность ярче всего проявилась в Риме. В римской архитектуре барокко появились новые типы храма, городской площади и дворцового ансамбля.
Первым образцом стиля барокко считается церковь Иль-Джезу, возведенная к 1575 г. архитекторами Джакомо Бароцци да Виньола (1507-1573) и Джакомо делла Порта (ок. 1537-1602) для монашеского ордена иезуитов. 

Архитектура и скульптура итальянского барокко (XVI-XVII вв.)

Церковь Иль-Джезу в Риме

Церковь Джезу́ («церковь святого имени Иисуса») – соборная церковь ордена иезуитов, в которой похоронен его основатель Игнатий Лойола. Одна из самых известных церквей Рима.
Построена в 1568-1584 гг. в духе маньеризма, предвещавшем эстетику барокко. Первоначальный проект церкви был разработан Микеланджело, но кардинал этот проект отклонил.

Виньола обратился к форме купольной базилики. Центральный неф церкви здесь короче и шире, чем в предшествующих постройках подобного типа, а вместо боковых нефов с двух сторон располагаются капеллы (часовни). Интерьер храма выглядит очень торжественно: он оформлен колоннами и пилястрами, скульптурными украшениями. Это обилие деталей притягивает к себе внимание входящих в церковь.
Фасад Иль-Джезу выполнен Джакомо делла Порта. Он разделил плоскость стены на два горизонтальных яруса и каждый из них оформил ордером.
Церковь приняли за канон для других иезуитских храмов в Европе (в Речи Посполитой, на территории современных Польши, Литвы, Белоруссии и Украины, а также в Латинской Америке).
Одной из основных художественных особенностей церкви является уникальная фреска на плафоне церкви.

Архитектура и скульптура итальянского барокко (XVI-XVII вв.)

Плафон церкви

Написанные особым образом фигуры создают иллюзию, что они парят под потолком и даже отбрасывают на него тень, тогда как на самом деле они написаны в одной плоскости.
Особый вклад в создание церковного барокко внесли Карло Мадерна, Франческо Борромини и Лоренцо Бернини.

Карло Мадерна (1556-1629)

Архитектура и скульптура итальянского барокко (XVI-XVII вв.)

Автор портрета не известен

Карло Мадерна (Мадерно) – швейцаро-итальянский архитектор, обучался у своих родственников: у Доменико, затем у Джованни Фонтана. Сначала работал простым каменщиком, строил водопроводы и фонтаны. Постепенно стал принимать участие в строительстве сооружений.
Первой самостоятельной работой Карло Мадерны является создание фасада церкви Санта-Сусанна.

Архитектура и скульптура итальянского барокко (XVI-XVII вв.)

Фасад церкви Санта-Сусанна (1603)

Фасад собора разделён на два яруса. Нижний ярус украшен полуколоннами, которые подчёркивают вертикальную ось здания. Над фронтоном портала – балюстрада. Декоративные элементы и скульптуры придают особую выразительность формам.
В 1605 г. Мадерна работал над строительством церкви Санта-Мария делла Виттория, полностью им спроектированной.

Архитектура и скульптура итальянского барокко (XVI-XVII вв.)

Внешний вид храма Санта-Мария делла Виттория

Эта небольшая церковь в Риме известна театрализованным убранством капеллы Корнаро, в особенности выполненной Бернини группой «Экстаз святой Терезы», которая считается триумфом искусства барокко.

Архитектура и скульптура итальянского барокко (XVI-XVII вв.)

Джованни Лоренцо Бернини «Экстаз св. Терезы»

Архитектор Карло Мадерна заканчивал строительство собора святого Петра в 1605-1613 гг., а вернее, делал его перестройку. Собор был возведен в эпоху Возрождения архитекторами Браманте, Микеланджело и др. Он изменил вид центрального плана собора, вытянув его неф и часовню, сделав из греческого латинский крест. Фасад стал преобладать над остальными архитектурными элементами собора. Эта работа была главным делом его жизни, но позже он подвергся суровой и не вполне справедливой критике за то, что устоял от соблазна общего в его время увлечения экстравагантными и дешёвыми эффектами, а старался при достройке собора идти по стопам Браманте и Микеланджело. Но он жил уже в другое время, и это ему полностью осуществить не удалось.

Архитектура и скульптура итальянского барокко (XVI-XVII вв.)

Фасад собора св. Петра

Карло Мадерной созданы и другие постройки: купола церквей Сан-Джованни деи Фиорентини и Сан-Андреа делла Валле, участие в строительстве палаццо Барберини в Риме, которое оканчивали другие архитекторы.

Архитектура и скульптура итальянского барокко (XVI-XVII вв.)

Палаццо Барберини (гравюра Пиранези)

Франческо Борромини (1599-1667)

Архитектура и скульптура итальянского барокко (XVI-XVII вв.)

Портрет Ф. Борромини. Автор не известен

Франческо Борромини – великий итальянский архитектор, работавший в Риме. Представитель раннего барокко.
Он был сыном каменотёса и учеником Карло Мадерны, своего дальнего родственника. После смерти Мадерны присоединился к группе Бернини, достраивавшей палаццо Барберини.

Архитектура и скульптура итальянского барокко (XVI-XVII вв.)

Лестница-улитка в палаццо Барберини. Архитектор Ф. Борромини

Работал в Риме. Его творческую манеру отличало отсутствие прямых линий, изобилие причудливых архитектурных деталей, усложнённая планировка интерьеров с большими перепадами уровней.
Покончил с собой в возрасте 68 лет.

Работы Франческо Борромини

Архитектура и скульптура итальянского барокко (XVI-XVII вв.)

Церковь Сант-Иво алла Сапиенца в Риме, во дворе университета. Архитектор Ф. Борромини (1642-1660)

Архитектура и скульптура итальянского барокко (XVI-XVII вв.)

Навершие университетской церкви 

Архитектура и скульптура итальянского барокко (XVI-XVII вв.)

Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане в Риме. Архитектор Ф. Борромини (1634-1667)

Эта церковь – эталон причудливой барочной криволинейности, спроектированный и построенный в Риме Франческо Борромини.

Архитектура и скульптура итальянского барокко (XVI-XVII вв.)

Овальный купол

У церкви углы срезаны и возле них расположены четыре скульптурные группы с фонтанами, отсюда название «алле Куатро Фонтане». Фигуры ангелов поддерживает большой овал с изображением герба.
Внутреннее убранство выполнено в белом цвете и считается первым творением эпохи расцвета римского барокко.

Архитектура и скульптура итальянского барокко (XVI-XVII вв.)

Фасад церкви Сант-Аньезе ин Агоне на пьяцца Навона (1653-1657)

Архитектура и скульптура итальянского барокко (XVI-XVII вв.)

Церковь Сан-Джованни-деи-Фиорентини

Строительство церкви в 1509 г. начал Антонио да Сангалло младший, затем над ней работали другие архитекторы. Купол возведен по проекту Карло Мадерны (1620), позже здесь похороненного, фасад достроен в XVIII в. Алтарь – последняя работа Борромини, который также похоронен здесь.

Архитектура и скульптура итальянского барокко (XVI-XVII вв.)