Архитектура и скульптура Испании XVI-XVIII веков

Архитектура и скульптура Испании XVI-XVIII веков

К XVII в. Испания достигла высокого расцвета культуры.


В конце XV в. завершилась война за освобождение Пиренейского полуострова от арабского владычества, длившаяся почти 800 лет (Реконкиста), образовалось единое Испанское королевство. В XVI в. Испания захватила огромные территории в недавно открытой Америке и стала одной из богатейших монархий. Но уже в конце столетия страна переживала экономический упадок, а в войнах с Англией XVI-XVII вв. она утратила господство на море.
Но, тем не менее, культурное развитие Испании эти обстоятельства не остановили.
И ещё одно важное замечание о культуре Испании: наиболее яркие мастера работали в провинции, несмотря на то, что представители королевского двора уделяли достаточное внимание искусству. Но именно творчество провинциальных художников определяло главные художественные направления Испании того времени.
О творчестве выдающихся испанских художников Б. Мурильо, Д. Веласкеса, Х. де Рибера, Эль Грекомы рассказали на нашем сайте. В данной статье речь пойдёт об архитектуре и скульптуре.

 

Архитектура

Испанская архитектура отличалась эклектизмом: традиции европейского и арабского зодчества (особенно в декоре), влияние итальянского Возрождения, а с XVII в. – барокко. В результате – соединение в одном произведении черт разных стилей.
Испанская архитектура XVI в. ещё во многом следовала средневековым традициям. Обычная планировка испанского дома: помещения чаще всего образовывали каре (четырехугольник) вокруг внутреннего двора; городская застройка была довольно беспорядочной. Но уже возник интерес к достижениям итальянского Возрождения.
В первой половине XVI в. возник новый стиль – платереско (в переводе с испанского – «чеканный», «узорчатый»), хотя само название возникло в XVII в. В стиле платереско в основном создавались университеты, больницы, частные дома – т.е. светские здания.

Архитектура и скульптура Испании XVI-XVIII веков

Университет в Саламанке (стиль платереско), 1529 г.

Церковная архитектура была представлена в основном монастырями, которых также коснулся этот стиль.

Архитектура и скульптура Испании XVI-XVIII веков

Монастырь Сан-Марко в городе Леоне (1514-1549). Архитекторы Х. де Орочко, М. Виллареаль, Х. де Бадахоз

Детали на главном фасаде оплетены орнаментом в виде виноградной лозы.
Но стиль платереско не долго был востребован и вскоре сменился формами рациональной ясности.

Эскориал (1563-1584) – крупнейший памятник испанской архитектуры второй половины XVI в.

Он был построен испанским королем Филиппом II в честь военной победы над Францией. Эскориал – монастырь, дворец и резиденция короля Испании Филиппа II. Расположен в часе езды от Мадрида. Архитектурный комплекс Эскориал называют и «восьмым чудом света», и «монотонной симфонией в камне», и «архитектурным кошмаром». Это грандиозный замок, в котором, кроме монастыря и королевской резиденции, размещалась также усыпальница испанской королевской семьи.

Архитектура и скульптура Испании XVI-XVIII веков

 

Эскориал. Архитекторы Хуан Бауттиста де Толедо (?-1567) и Хуан де Эррера (1530-1597).

В XVII в. в испанскую архитектуру стали внедряться черты итальянского барокко в более сдержанной форме.
В соборе Гранады (1667), возведенном архитектором, скульптором и живописцем Алонсо Кано, господствуют прямые линии: вертикали и горизонтали четко расчерчивают фасад на отдельные части, здесь уже исчезает эклектика и появляется полное единство архитектурных форм.

Архитектура и скульптура Испании XVI-XVIII веков

Но пристрастие к обильным украшениям в архитектуре Испании возвратилось на рубеже XVII-XVIII вв. и нашло яркое воплощение в творчестве архитекторов братьев Чурригера. Крупнейшим мастером среди них был Хосе Бенито Чурригера (1665-1725). Вычурный архитектурный стиль стали называть чурригереско (или мексиканского барокко, или ультрабарокко).

Архитектура и скульптура Испании XVI-XVIII веков

Фасад собора Сантьяго-де-Компостела в стиле чурригереско. Архитектор Ф.К. де Нуова

В соборе города Сантьяго-де-Компостела использовано обильное убранство в западном фасаде. Верхние ярусы башен и центральной части фасада кажутся скорее скульптурными, нежели архитектурными произведениями.

Сооружения зодчих Чурригера просты по композиции, как, например, ратуша в Саламанке.

Архитектура и скульптура Испании XVI-XVIII веков

Ратуша в Саламанке (1729-1733)

Но фасад насыщен декоративными элементами. В этом же стиле построено здание приюта в Мадриде (1722-1799), архитектор Педро де Рибера.

Скульптура

Если в испанской архитектуре долгое время преобладала эклектика, то в скульптуре ярче проявилось национальное своеобразие. Особенно это касается деревянной пластики.
В испанской скульптуре XVII в. нет таких вершин, как в живописи, хотя скульптура была самым распространенным видом искусства того времени.
В соборах создавались огромные многоярусные алтари (ретабло).

Архитектура и скульптура Испании XVI-XVIII веков

Ретабло (1757 г.), Сантибаньес де Валькорба (Вальядолид, Испания)

 

Вместо живописных икон алтари состояли из множества деревянных скульптурных изображений, которые представляли библейские сцены (их называли «пасос»). Фигуры раскрашивали, на них надевали настоящие одежды, ювелирные украшения, к головам приклеивали волосы.
Испанские скульпторы добивались правдоподобия в своих произведениях: их интересовали детали, внешность конкретного человека или подробности события. Натурализм часто соединялся с эмоциональностью барокко.
Выдающимся испанским скульптором первой половины XVII в. был Грегорио Эрнандес (ок. 1576-1636). В знаменитом «Оплакивании» (1616) смерть Иисуса Христа изображена натуралистически.

Архитектура и скульптура Испании XVI-XVIII веков

Эрнандес Грегорио «Оплакивание Христа» (1616). Раскрашенное дерево. Музей скульптуры (Вальядолид, Испания)

Эрнандес расположил фигуру Христа так, чтобы зритель провёл свой взгляд слева направо по восходящей линии, чтобы привлечь внимание к смысловому центру произведения – Богоматери. Ее страдальческое лицо обращено к небу, а широкий жест правой руки – к зрителю.
Во второй половине XVII в. самым известным скульптором был Педро да Мена (1628-1688), он работал в Гранаде. Его зрелые работы также натуралистичны.

Архитектура и скульптура Испании XVI-XVIII веков

Мена Педро «Святой Франциск» (1650-е гг.). Раскрашенное дерево. Собор в Толедо (Испания)

В фигуре св. Франциска (1650-е гг.) подчеркнуты предельная степень физического истощения и даже выбитые зубы. Но это сочетается с передачей духовного состояния.