Английский портретист Джошуа Рейнольдс

Английский портретист Джошуа Рейнольдс

Портреты кисти Джошуа Рейнольдса отличаются выразительностью, изящной постановкой фигур, умным подбором аксессуаров и смелой манерой письма.
Джошуа Рейнольдс – яркий представитель английской школы портретной живописи XVIII в.

Из биографии художника

Английский портретист Джошуа Рейнольдс

Сэр Джошуа Рейнольдс. Автопортрет

Джошуа Рейнольдс родился в 1723 г. в Плимптоне (графство Девоншир). Рано обнаружил любовь к искусству. В 1741 г. в Лондоне он поступил в ученики к портретисту Т. Гудсону и 3 года занимался под его руководством. В 1749 г. Рейнольдс отправился в Италию для изучения произведений великих мастеров: Тициана, Корреджо, Рафаэля и Микеланджело. Возвратившись в Лондон, занялся портретной живописью и вскоре получил известность как искусный портретист. Рейнольдс сочетал черты светской парадности и монументальности с меткостью психологической характеристики. Он создал галерею портретов своих современников, в большинстве случаев представителей высших слоев общества.
По его инициативе в Лондоне впервые появились публичные художественные выставки. Рейнольдс также был основателем литературного общества и президентом новоучрежденной королевской Академии художеств. По этому случаю возведен в дворянское достоинство. Затем получил звание первого королевского ординарного живописца.
В 1789 г. Рейнольдс перестает видеть одним глазом. В последние годы жизни Рейнолдс совсем ослеп и был вынужден прекратить занятия живописью. В 1790 г. он покинул Академию.
Умер Рейнольдс в Лондоне 23 февраля 1792 г.

Творчество

Джошуа Рейнольдс своем творчестве одновременно подражал Тициану, Рубенсу, Рембрандту и Корреджо, но создал свой эклектический стиль портретной живописи. Лучшими его работами являются именно портреты, хотя он писал и исторические картины.

Английский портретист Джошуа Рейнольдс

Д. Рейнольдс «Портрет Китти Фишер с попугаем» (1763-1764)

Кэтрин Мария Фишер (Китти Фишер) – английская натурщица и куртизанка. Она славилась своей красотой и была излюбленной натурщицей Джошуа Рейнольдса. Он писал её в образе Данаи, Клеопатры и других исторических и мифологических персонажей.
На картине Рейнольдса молодая женщина безмятежно играет с попугаем, она полностью увлечена этим занятием и совершенно безразлична к тому, что кто-то видит её за этим несерьёзным делом. Она естественна, молода и красива. Художник изобразил её в романтической дымке освобождения от условностей света. Рейнольдс вообще любил изображать портретируемых за каким-то занятием, за работой или в кругу семьи.
Но есть у него парадные и аллегорические портреты.

Английский портретист Джошуа Рейнольдс

Д. Рейнольдс «Сара Сиддонс в образе музы Трагедии» (1783). Галерея Хантингтон. Сан-Марино в штате Калифорния (США)

Сложен по композиции портрет актрисы Сары Сиддонс в виде музы трагедии. В величественной позе она восседает на троне, позади которого видны аллегории Преступление и Возмездие. Портрет напоминает красочное театральное зрелище, портретная характеристика в нем сочетается с иносказательностью, торжественностью.
Именно такого типа портреты снискали популярность художнику у многочисленных аристократических и буржуазных заказчиков. Не успевая исполнять заказы собственноручно, Рейнольдс был вынужден прибегать к помощи учеников, что иногда снижало качество работы.
Овеян романтикой морских боев и странствий образ старого адмирала лорда Хитфилда.

Английский портретист Джошуа Рейнольдс

Д. Рейнольдс «Портрет адмирала лорда Хитфилда» (1787-1788). Национальная галерея (Лондон)

Он стоит около орудий. Плотная крепкая фигура, энергичное обветренное лицо с маленькими проницательными серыми глазами, пристально глядящими из-под мохнатых бровей, жест руки, сжимающей ключ от Гибралтарской крепости, – всё это выражает характер адмирала, его собранность и упорство, готовность к действию.

Английский портретист Джошуа Рейнольдс

Д. Рейнольдс «Леди Кэролайн Говард» (1778)

Портрет 7-летней аристократки леди Карлайл Говард, срывающей бутон розы, был создан по заказу её отца. Неизвестно, кто выбрал позу ребёнка – семья или художник. Но именно эта поза, как знак силы простоты, сразу были признаны современниками. художник или семья выбрала позу ребёнка, но тот факт, что девочка сидит или стоит на коленях на земле были сразу признаны современниками, как знак силы простоты.

Английский портретист Джошуа Рейнольдс

Д. Рейнольдс «Амур развязывает пояс Венеры» (1788). Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Картина создана на мифологический сюжет. Но главной особенностью её можно считать изображение Амура как обычного шаловливого ребёнка, действующего вопреки запретам взрослых. Ребёнок знает, что это запрещено делать, но всё равно делает, поддавшись своему желанию нарушить запрет. Художник чувствовал и понимал психологию ребёнка.
Ещё одна известная картина художника на тему детства – «Эпоха невинности».

Английский портретист Джошуа Рейнольдс

Д. Рейнольдс «Эпоха невинности» (1847)

Личность модели Рейнольдса неизвестна. Да и название картины дано не самим художником, но её теперешнее название вытекает из сюжета полотна, на котором изображена девочка в том возрасте, когда маленькая душа ещё чиста и не омрачена ничем низменным и злым. Эта эпоха быстро сменяется другими эпохами жизни, далеко не столь невинными... Но если человек сам не помнит себя в таком состоянии невинности, то, взглянув на картину, не останется равнодушным к этой чистоте, так умело показанной художником.
Широкую известность получила картина Д. Рейнольдса «Портрет Пенелопы Бутби».

Английский портретист Джошуа Рейнольдс

Д. Рейнольдс «Портрет Пенелопы Бутби» (1788). Лондонская национальная галерея

Другое название картины – «Чепчик».
Пенелопа Бутби – 3-летняя девочка, ставшая одним из самых известных персонажей-детей в британском искусстве. Её образ вдохновил многих художников, скульпторов и поэтов. Она олицетворяла райскую невинность. Её образ активно эксплуатировался массовой культурой в XIX и XX вв.
Чем же была так привлекательна маленькая Пенелопа?
Пенелопа – единственный ребёнок и наследница сэра Брука Бутби и его жены. Сэр Брук Бутби (1744-1824) - лингвист, переводчик и поэт. В возрасте 3 лет (в июле 1788 г.) Пенелопа стала моделью для художника Джошуа Рейнолдса в его лондонской студии и вскоре вернулась с родителями в родовое поместье в Дербишир.
Пенелопа обладала весёлым нравом, но была тихой девочкой, любила в уединении играть с куклами, очень любила своего отца, всегда ждала у ворот его возвращения домой, а вечерами сидела у него на колене. По воскресеньям утром она сопровождала свою мать в церковь и стояла на коленях рядом с ней во время богослужения. И вдруг эта ангелоподобная девочка заболела, когда ей было всего 6 лет, и через месяц умерла.
Её смерть привела к краху брака её родителей. Видимо, трагическая судьба Пенелопы способствовала широкой известности её портрета.
На картине Пенелопа изображена сидящей на каменной скамье на фоне лесистого пейзажа. На ней забавный чепчик, который дал картине её второе ироничное название. По мнению искусствоведов, на картине Рейнольдса изображён классический ребёнок эпохи романтизма.
Историки искусства объясняют высокие художественные качества картины краткими, но яркими личными отношениями художника и Пенелопы – Рейнольдс всегда умел ладить с детьми. В своей мастерской было много игрушек.
Современным зрителям костюм девочки может показаться причудливым. Но она одета не для позирования – тогда в Англии и в Америке дети одевались точно так же, как и взрослые. Пенелопа не пытается играть взрослую женщину, но она слишком застенчива, чтобы смотреть прямо в лицо зрителю, и поэтому смотрит в сторону.

Как теоретик искусства Рейнолдс призывал изучать художественное наследие прошлого – искусство античности и Возрождения.
Придерживаясь в искусстве взглядов, близких классицизму, Рейнольдс в то же время подчеркивал особое значение воображения и чувства, предвосхищая этим эстетику романтизма.