Мурильо – мастер религиозной и жанровой живописи

Мурильо. Автопортрет

Его творчество завершает «золотой век» испанской живописи. 

Бартоломе́ Эсте́бан Мури́льородился в 1617 г. в Севилье и был четырнадцатым ребенком в семье севильского цирюльника Гаспара Эстебана. Рано остался полным сиротой и воспитывался в семье тётки (сестры матери). Став знаменитым художником, он взял фамилию матери – Мурильо. 

Мурильо – мастер религиозной и жанровой живописи

Бартоломео Эстебан Мурильо. Автопортрет (1670-1673). Холст, масло. 122 x 107 см. Лондонская Национальная галерея

Этот портрет в стиле фламандских и голландских художников XVI в. был выполнен художником по просьбе его детей, о чём говорит надпись на латинском языке.

Детство и начало творчества

С детства увлекался рисованием, и это увлечение в довольно обеспеченной семье, где он рос, поощрялось. Учился живописи у Хуана де Кастильо, затем самостоятельно переехал в Кадис (Андалусия) – город, считавшийся в то время культурным центром страны. Там он занялся созданием картин религиозного содержания, которые были в то время самым ходовым товаром.
Но это занятие мало походило на творчество, и Мурильо едет в Мадрид, чтобы заняться самосовершенствованием. И это была судьба: здесь молодой художник встречается с Веласкесом, который помог ему получить разрешение на копирование полотен Тициана, Рубенса, Ван Дейка, находящихся в королевских дворцах. Здесь Мурильо прошёл хорошую школу. В 1645 г. он возвратился в Севилью совсем другим художником.
После выполнения заказа из 11 картин для местного монастыря ордена францисканцев к Мурильо пришла известность. Его задачей было показать историю нищенствующего ордена с первых дней его основания. Основные из них: «Св. Диего насыщает нищих» (Мадридская академия художеств), «Чудо св. Диего», или так называемая «Кухня ангелов» (Лувр, Париж), «Кончина св. Клары» (Дрезденская галерея) и др. Уже в этих работах виден национальный характер Мурильо: религиозные и мифологические персонажи у него все без исключения имеют вид простых севильских жителей – он брал натурщиков и натурщиц из народа.

Мурильо – мастер религиозной и жанровой живописи

Бартоломео Эстебан Мурильо «Св. Диего насыщает нищих» (ок. 1655). Холст, масло. 134 x 100 cм. Академия Сан Фернандо (Мадрид, Испания)

Это одна из 11 картин цикла. Все персонажи картины – севильцы, его современники. Все образы картины реалистичны.

Мадонны Мурильо

Изображение Богоматери составляют значительную группу произведений Мурильо. Мадонна изображена то в виде отроковицы или юной девы, стоящей или парящей в воздухе среди облаков, то окруженной ангелами, иногда с лунным серпом или земным шаром под ногами... Но всегда в Её позе и лице передано состояние девственной чистоты, кротости, умиления и неземного покоя.
Но Матерь Божья у Мурильо – это всегда прекрасная испанка, смуглая девушка с миндалевидными глазами. Он сумел передать на этих полотнах и глубокое счастье материнства, и неувядающую красоту севильских женщин.

Мурильо – мастер религиозной и жанровой живописи

Бартоломео Эстебан Мурильо «Непорочное зачатие» (1645-1650). Холст, масло. 222 x 118 cм. Музей Прадо (Мадрид, Испания)

Непорочное зачатие Христа – важный, но таинственный момент Священного Писания. История Его земной жизни начинается с Благовещения и Непорочного зачатия Девы Марии. Очевидно, эта тема очень волновала Мурильо – он возвращался к ней не раз. Только в музее Прадо находятся ещё две картины на эту тему.

Мурильо – мастер религиозной и жанровой живописи

Бартоломео Эстебан Мурильо «Святое Cемейство с птичкой» (1650). Холст, масло. 144 x 188 cм. Музей Прадо (Мадрид, Испания)

Счастье материнства у Мурильо передано с особой теплотой. Сам художник был счастлив в браке, эта тема была ему близка. Но, как уже было сказано выше, художник религиозные темы часто решал через жанровое повествование, это его ничуть не смущало.
Вот и на данной картине изображена сцена обычной жизни очень небогатой семьи. Святой Иосиф поддерживает маленького Иисуса, играющего с птичкой и собакой. Причём Иосиф показан не старым, а средних лет мужчиной с испанскими чертами лица. Слева Дева Мария перематывает нитки, но вся она поглощена игрой ребёнка.
Справа композицию завершает столярный верстак, что напоминает зрителю о роде занятий Иосифа (он был плотником). Все полотно проникнуто теплом домашнего уюта и семейного счастья.
Вот ещё несколько изображений мадонн.

Мурильо – мастер религиозной и жанровой живописи

Бартоломео Эстебан Мурильо «Мадонна с Младенцем» (1660-1665). Холст, масло. 151 x 103 cм. Музей Прадо (Мадрид, Испания)

Мурильо – мастер религиозной и жанровой живописи

Бартоломео Эстебан Мурильо «Мадонна с Mладенцем, с чётками» (1650-1655). Холст, масло. 164 x 110 cм. Музей Прадо (Мадрид, Испания)

Мурильо – мастер религиозной и жанровой живописи

Бартоломео Эстебан Мурильо «Мария с Младенцем и играющие ангелы» (ок. 1675). Холст, масло. 137 x 104,5 cм. Музей изобразительных искусств (Будапешт, Венгрия)

Много картин религиозной тематики Мурильо пишет на заказ: для архиепископов, кафедральных соборов, монастырей.

Признание

Истинное признание пришло к художнику в 1656 г., когда церковный совет собора назвал Мурильо лучшим живописцем Севильи и заказал ему картину «Видение святого Антония Падуанского», за которую он получил огромную сумму.

Мурильо – мастер религиозной и жанровой живописи

Бартоломео Эстебан Мурильо «Видение Св. Антония из Падуи» (ок. 1660-1680). Холст, масло. 250 x 167 cм. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Святой Антоний Падуанский (XIII в.) родился в Лиссабоне и получил воспитание в церковной школе. Он первым присоединился к ордену св. Августина, но, узнав о житии св. Франциска, решил разыскать его. Святой Франциск встретил Антония как обыкновенного юношу, но, когда услышал, как Антоний проповедует, доверил ему большую часть просветительской деятельности ордена. Вскоре Антоний стал любимым учеником и близким другом Франциска. Он снискал большую любовь у народа, учил богословию в Болонье, Монпелье, Тулузе и Падуе, где умер в возрасте 36 лет.
Об этом святом существует несколько легенд. Среди них история о еретике из Тулузы, который отказывался поверить в то, что Святые Дары причастия – это кровь и плоть Христовы, пока его осел не выйдет сам из конюшни и не поклонится им. Через несколько дней это и произошло. Поэтому рядом со св. Антонием часто изображают коленопреклоненного осла.
На св. Антонии обычно надета ряса ордена францисканцев. Иногда у него в руках другие атрибуты: лилия, украшенный цветами крест, рыба, книга и огонь. Его также изображали с Младенцем Христом на руках.
Святой Антоний Падуанский – покровитель города Падуи.
Теперь Мурильо – преуспевающий человек. Он открывает торговое предприятие в Америке, берёт в аренду для своей семьи роскошный особняк. В его доме появляются рабы.
Известно, что в 1660 г. после смерти великого Веласкеса король пригласил на вакантное место придворного художника Мурильо, но тот отказался.
В январе 1664 г. он похоронил жену. Это было для него страшным ударом. На руках у него осталось пятеро детей. Два года после её смерти Мурильо практически не рисовал. Свой огромный особняк он сменил на скромное жилище при госпитале Ла Каридад.
Но жизнь продолжалась. В 1665 г. Мурильо был принят в Братство Милосердия. Он написал несколько картин для этого духовного учреждения.
В последние годы жизни художник много писал. Но трагические нотки, появившиеся в его творчестве после смерти жены, снова и снова «звучат» на полотнах. Мурильо обратился к теме мученичества.

Тема мученичества

Мурильо – мастер религиозной и жанровой живописи

Бартоломео Эстебан Мурильо «Раскаяние св. Петра» (1670-e гг.). Холст, масло. 330 x 300 cм. Музей Лувр (Париж, Франция)

Апостол Петр прежде был рыбаком из Галилеи, как и его брат Андрей Первозванный. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса.
В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух. Но позже он искренне покаялся, был прощён Господом, но всю жизнь плакал о своём поступке.
Петр пронес слово Спасителя по всей Малой Азии. Затем прибыл в Рим, где, как считается, он основал первую общину христиан.
Согласно традиции, св. Петр продолжал свою деятельность в Риме на протяжении 20 лет, пока не был обвинен одним из приближенных императора.
Последователи христианства убедили апостола покинуть город, но по дороге его посетило видение Христа. Петр спросил: «Господи, куда Ты идешь?». Иисус ответил: «В Рим, чтобы быть заново распятым».
Петр понял слова Христа и вернулся в Рим, где его арестовали и бросили в тюрьму. Его избили плетью и распяли вниз головой. Он эту казнь выбрал добровольно, ибо не видел для себя смерти более достойной, чем умереть так же, как Христос.
В искусстве его внешний облик легко узнаваем: он всегда изображается пожилым, но крепким мужчиной, с короткими седыми вьющимися волосами и короткой, обычно вьющейся бородой, грубыми чертами лица. Обычно на нем желтый (золотой) плащ поверх голубого.

Мурильо – мастер религиозной и жанровой живописи

Бартоломео Эстебан Мурильо «Христос в Гефсиманском саду» (1670-e гг.). Холст, масло. 350 x 260 cм. Музей Лувр (Париж, Франция)

После Тайной Вечери Христос с одиннадцатью учениками пошел в Гефсиманский сад и просил учеников, чтобы они оставались здесь, пока Он будет молиться: «... душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». Но ученики уснули. И так повторилось трижды.
Но явился Ему ангел с неба и укреплял Его. Тоска же Его и душевные мучения были так велики и молитва – так усердна, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота.
Этот момент Страстей (страданий) Христовых и запечатлел Мурильо на своей картине.
Окончив молитву, Спаситель встал, подошел к спящим ученикам и сказал: «Вы все еще спите? Кончено. Наступил час; и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот приблизился предающий Меня».
И ещё одну тему в творчестве Мурильо следует выделить. Это тема «Уличные ребятишки».

Уличные ребятишки

Мурильо любил изображать реалистические картинки из севильской простонародной жизни: мальчики и девочки, занятые едой, игрой в кости, счетом мелких монет, продажей фруктов и т. п. Художник изображал и нищих детей, наводнивших севильские улицы, - загорелых оборванцев, веселых и прекрасных, несмотря на бедность.

Мурильо – мастер религиозной и жанровой живописи

Бартоломео Эстебан Мурильо «Мальчики с фруктами» (ок. 1650). Холст, масло. Старая Пинакотекa (Мюнхен, Германия)

Мурильо – мастер религиозной и жанровой живописи

Бартоломео Эстебан Мурильо «Мальчик с собакой» (1655-1660). Холст, масло, 77,5 x 61,5 cм. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Мурильо – мастер религиозной и жанровой живописи

Бартоломео Эстебан Мурильо «Маленький нищий» (ок. 1645-1650). Холст, масло. 134 x 100 cм. Лувр (Париж, Франция)

Картина «Маленький нищий» (Вшивый нищий) относится к ранним работам мастера. В ней правдиво изображена сидящая фигура уличного мальчишки. Луч света, проникающий в открытую дверь, ярким пятном выхватывает эту фигурку из мрака помещения. Мальчик внимательно высматривает закопавшееся в лохмотья насекомое. Реалистично изображены его загорелые руки, грязная рубашка, худые колени, грязные ноги...
А на первом плане художник расположил натюрморт из глиняного кувшина, соломенной сумки с яблоками и несколькими валяющимися на полу креветками.
В этой и последующей картинах художник предвосхищает реализм XIX в.

Мурильо – мастер религиозной и жанровой живописи

Бартоломео Эстебан Мурильо «Дети, играющие в кости» (ок. 1665-1675). Холст, масло. 140 x 108 cм. Баварский национальный музей (Мюнхен, Германия)

Мурильо занимался также пейзажной и ландшафтной живописью.

Конец жизненного пути

Жизненный путь Мурильо оборвался внезапно. Он отправился украшать собор в Кадисе и во время работы сорвался с лесов и сильно ударился. Художник еще успел вернуться в Севилью, где и умер 3 апреля 1682 г.
Говорили, что художник умер в бедности. И это странно. Он выполнял большое количество заказов и вёл умеренный образ жизни. Скорее всего, он жертвовал деньги.
После смерти он оставил очень скромное состояние, но много учеников и последователей. Его творчество оказало большое влияние на искусство Испании, оно было признано в Европе.