Испанский живописец Хосе де Рибера

Испанский живописец Хосе де Рибера

Хосе де Рибера (1591-1652) бо́льшую часть своей жизни провёл в Италии, куда перебрался в 1613 г. с целью изучения итальянской живописи.

Сведений о его биографии, особенно о детстве и молодости, сохранилось мало. Поэтому будем говорить в основном о его творчестве.

Хосе де Рибера

Хосе де Рибера

В творчестве Хосе де Рибера отчётливо проявились две тенденции: традиция тенебризма и натуралистичность.
Тенебризм – это живописная манера, в основе которой лежит работа со светотенью: свет моделирует объёмы и производит контрастные световые эффекты с неосвещёнными участками. Объёмы выделяются светом, как бы вырастая из окружающей темноты.
Мастером тенебризма является Караваджо, хотя эта манера живописи была известна гораздо раньше – её использовали Дюрер, Тинторетто и др. Особенно уместен приём тенебризма в драматических сценах, когда художник хочет подчеркнуть победу духа и воли над телесной немощью или страданием.

Испанский живописец Хосе де Рибера

Хосе де Рибера «Прометей» (ок. 1630)

Промете́й – один из титанов в древнегреческой мифологии, защитник людей от произвола богов. Прометей похитил огонь у Гефеста, унёс с Олимпа и передал его людям. Он совершил это, скрыв искру в полом стебле тростника и показал людям, как его сохранять, присыпая золой. Заполучить огонь Прометею помогла Афина.
За похищение огня Зевс приказал Гефесту приковать Прометея к скале Кавказских гор.
Прикованный Прометей был обречён на непрекращающиеся мучения – прилетавший орёл выклёвывал его печень, которая у него снова отрастала (ведь он был бессмертным). Эти муки длились очень долго, в течение всего героического века, пока Геракл не убил стрелой орла и не освободил Прометея. Теперь, с освобождением Прометея, между ним и Зевсом происходит примирение, которое может означать торжество Прометея.
На картине Хосе де Рибера изображены страдания Прометея, а свет выделяет из темноты фигуру Прометея и каждую мышцу его измученного болью тела.
Именно стремление художника к правдивости изображения страданий привело к тому, что вокруг его имени образовалось много сплетен и домыслов. Чтобы точно передать ощущение человеческих мук, он посещал тюрьмы и делал зарисовки во время допросов, наблюдая, как ведут себя люди под пытками, как изменяются их мышцы тела, лица... Благодаря этим наблюдениям он мог передать тончайшие детали строения человеческого тела, мельчайшую морщинку, мягкость женской и детской кожи, а также сложность любой драпировки. В основном его привлекали мифологические и религиозные темы, античная история, события Ветхого и Нового Заветов, сцены из жизни святых. Сохранилось также несколько портретов художника.

Испанский живописец Хосе де Рибера

Хосе де Рибера «Мученичество апостола Андрея» (1628). Холст, масло. 285 x 183 см. Музей изящных искусств. Университет Бригхэм Янг (Будапешт)

Апостол Андрей был братом Петра, он проповедовалво многих странах, в том числе и на территории России. Апостол Андрей был распят на двух столбах, соединенных в форме буквы «Х». Так называемый «крест св. Андрея» присутствует как на Андреевском флаге, так и на государственном флаге Британской империи.
Художник выбрал драматичный момент события – момент, предшествующий распятию, когда святой еще может сделать выбор между вероотступничеством и мученичеством. Апостол Андрей изображен в молчаливом споре со священником. Тело его как будто выхвачено мощным пучком света, в то время как остальные действующие лица этой сцены почти полностью скрыты мраком (приём тенебризм) – этим художник как бы подчеркивает непреклонную волю святого. Его твердое решение принять страдание подчеркивается не выражением лица, но сильным напряжением мышц истощенного тела. Он как бы помогает своим палачам в их гнусном деле – об этом говорят его раскинутые в стороны руки.

Одним из лучших произведений художника считается картина «Святая Инесса».

Испанский живописец Хосе де Рибера

Хосе де Рибера «Святая Инесса и ангел, укрывающий её покрывалом» (1641). Картинная галерея (Дрезден)

Сюжет картины соответствует христианскому преданию. Юная христианка Инесса отказалась поклоняться языческим богам и должна была быть выставлена обнажённой перед толпой. Но произошло чудо: внезапно у неё выросли волосы, скрыв наготу, а сошедший с небес ангел накинул на неё покрывало.
Образ Инессы у Риберы – воплощение чистой, трогательной и светлой юности и веры. Считается, что этот образ написан с дочери художника.
Позже Рибера делает светотень и натурализм на своих полотнах мягче.

Испанский живописец Хосе де Рибера

Хосе де Рибера «Кающаяся Мария Магдалина» (1640-1641). Холст, масло, 181 x 195 см. Музей Прадо (Мадрид, Испания)

Картина написана в тот период, когда сюжеты полотен Риберы становятся более светлыми и радостными. Один из самых романтических образов этого времени – кающаяся Мария Магдалина. Святая Мария Магдалина – великий пример раскаявшейся грешницы. Она изображена в тёмной пещере с обращенным к Богу взором. Фон пещеры тёмный, а на нём светлыми пятнами смотрятся девичье лицо, обнаженные плечи Марии, молитвенно сложенные руки, ступни ног. Противопоставление темной пещере – ширь светлого бело-голубого неба за её пределами.
Считается, что моделью художнику послужила его дочь.

Испанский живописец Хосе де Рибера

Хосе де Рибера «Хромоножка» (1642). 164 x 92 cм. Лувр (Париж)

Это работа последнего периода творчества Риберы. Мальчик-хромоножка изображён почти как на парадном портрете, но без следа иронии. Физический недостаток ребёнка передан точно, но он уходит в сознании зрителя на второй план. Во всём облике ребёнка, в его осанке, открытой доброй улыбке чувствуется замечательная внутренняя сила, душевная гармония и здоровье. Маленькому хромоножке предстоит долгий духовный путь, равный по силе переживания пути мучеников, отшельников и философов.