Простота и человечность творчества Рембрандта

800px-Rembrandt - Zelfportret 1640 - копия

Рембрандт – крупнейший представитель Золотого века голландской живописи. 

В его художественных полотнах отражена вся гамма человеческих переживаний. Изобразительное искусство до Рембрандта не знало произведений такого эмоционального накала. 

Биография

Рембрандт Харменс ван Рейн родился 15 июля 1606 г. в Лейдене, одном из крупнейших голландских городов. Лейден – город в Южной Голландии на реке Рейн, поэтому «ван Рейн» в имени Рембрандта означает «с Рейна». Его отец был зажиточным мельником. Семья была многодетной.
Учился будущий художник в латинской школе при Лейденском университете, а с 13 лет начал серьёзно заниматься живописью. В 1623 г. он учился живописи в Амстердаме у Питера Ластмана.
В Лейдене Рембрандт чаще всего писал небольшие по размеру картины на религиозные и бытовые сюжеты, портреты и автопортреты. Вернувшись в Лейден, Рембрандт вместе с другом Яном Ливенсом открыл собственную мастерскую, набирал учеников. За несколько лет он приобрел широкую известность, вскоре стал работать на заказ и быстро добился успеха.
У Питера Ластмана Рембрандт перенял пестроту колорита и детальность в исполнении. Большое внимание на художника оказало также творчество Караваджо, особенно использование светотени для передачи эмоций.
В начальный период творчества Рембрандта его работы трудноотличимы от работ Яна Ливенса, к тому же художники часто брались за одни и те же сюжеты: «Самсон и Далила», «Воскрешение Лазаря» и др. Но постепенно у Рембрандта стал вырабатываться свой стиль.
В 1631 г. он перебрался в Амстердам. Здесь он активно работал над портретом, в том числе писал и автопортреты. Именно портретная живопись позволила в то время художнику привлечь заказы состоятельных амстердамских бюргеров и добиться коммерческого успеха.

Простота и человечность творчества Рембрандта

Дом-музей Рембрандта в Амстердаме

Но настоящая слава пришла к художнику после создания им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632).

Rembrandt Harmensz. van Rijn 007

Рембрандт «Уроки анатомии доктора Тульпа». Холст, масло. 169,5х216,5 см. Маурицхёйс (Гаага)

Хирурги на полотне не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как это было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, психологически они объединены в единую группу. Богатство мимики каждого лица и умелое использование светотени свидетельствуют о наступлении творческой зрелости художника.

В 1633 г. Рембрандт женился на Саскии. Он был счастлив в семейной жизни.
К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат именно изображения Саскии – в домашней обстановке, в роскошных одеяниях и театрализованных обличьях. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей силой выражен в картине «Блудный сын в таверне» – из притчи о блудном сыне.

800px-Rembrandt - Rembrandt and Saskia in the Scene of the Prodigal Son - Google Art Project

Рембрандт «Блудный сын в таверне» (1635). Холст, масло. 161х131 см. Галерея старых мастеров (Дрезден)

Картина иллюстрирует рассказ из Евангелия от Луки (15:13): «По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно».
К теме блудного сына художник вернется 31 год спустя – в картине «Возвращение блудного сына».
Саския родила троих детей, но все они умирали в раннем младенчестве. В 1641 г. она родила четвертого (и последнего) своего ребенка. Титус выжил, но вскоре умерла сама Саския. Ей было всего 29 лет. В год смерти Саскии художник закончил «Ночной дозор», свою самую большую и самую знаменитую картину. Но жизнь Рембрандта уже пошла под откос – он с трудом пережил смерть любимой жены, не мог уже писать заказные портреты, быстро растерял богатых заказчиков и даже едва не попал в долговую тюрьму. Направление его творчества резко изменилось: основной темой его полотен стала библейская история.
Несмотря на то, что Рембрандт жил на скромных квартирах в бедных кварталах города, он оставался достойным человеком и уважаемым мастером.
В 1661-1662 гг. он получил два своих самых крупных и престижных заказа: картину «Заговор Юлия Цивилиса» для новой амстердамской ратуши и групповой портрет «Синдики» для здания гильдии суконщиков. Картины он писал с новым творческим подъёмом. Но с 1663 г. началась череда смертей в его семье: умерла его верная спутница Хендрикье. Позже он похоронил сына, следом – невестку. Осенью 1669 г. умер и сам великий мастер голландской живописи.

Простота и человечность творчества Рембрандта

Памятник Рембрандту (1852) на площади Рембрандта в Амстердаме

Творчество

Раннее творчество

К ранним работам художника относится картина «Валаамова ослица».

Простота и человечность творчества Рембрандта

Холст, масло. 65х47 см. Музей Коньяк-Жэ (Париж)

Сюжет картины библейский, из Ветхого Завета. В притче о знаменитом прорицателе Валааме из города Пефор сказано, как древние израильтяне под предводительством Моисея после исхода из Египта завладевают землями за Иорданом. Но они хотят захватить и Ханаанскую землю, которую им обещал Бог (Яхве). Царь Моава, соседней к Ханаану страны, не имеет достаточно сил для отражения агрессии и просит Валаама напустить на врагов проклятия. Прорицатель отправляется в путь на ослице. Бог посылает ангела для преграждения пути Валааму, но ангела видит (или чувствует) только ослица и не движется. Валаам стал избивать животное, после чего она заговорила и сказала о волеизъявлении Бога.
Картина «Валаамова ослица» написана художником, ещё не определившимся со своим стилем, поэтому в ней ещё заметно влияние Питера Ластмана. Яркие краски картины – тоже не рембрандтовские. Идея картины также была ластмановской, но рука великого художника в ней уже видна в передаче чувств: порывистости ангела, испуге страдающего животного...

Простота и человечность творчества Рембрандта

Одной из ранних работ Рембрандта является картина «Христос во время шторма на море Галилейском» (1633). Она создана на сюжет из Нового Завета: укрощение бури, поднявшейся на Галилейском море, когда Иисус вместе с учениками переправлялся через него на лодке. Это одно из чудес Иисуса Христа, явленного Им во дни Его земной проповеди. В то же время сам по себе драматический сюжет шторма и борьбы с ним достаточно интересен. К тому же это единственная картина Рембрандта с морским пейзажем.
Но у картины трагическая судьба – в 1990 г. её украли из бостонского Музея Изабеллы Стюарт Гарднер, и до сих пор не известно её местонахождение.

Портретная живопись

Период переезда в Амстердам (с 1631 г.) в творческой биографии Рембрандта отмечен интересом к портретной живописи. Он экспериментирует с мимикой лица, старается передать через внешние данные человека его внутреннее состояние. К этому же времени относится и интересе к автопортрету.

Простота и человечность творчества Рембрандта

Рембрандт. Автопортрет в возрасте 23 лет

Создавая портреты, художник стал получать заказы состоятельных жителей, которые хорошо платили за его работу.
Портретным творчеством Рембрандт занимался в дальнейшем всю жизнь. Последние 20 лет жизни стали вершиной мастерства Рембрандта-портретиста. Особенно ему удавались портреты простых людей: стариков, старух, старых солдат. Мастер всегда выделял их лица, озарённые внутренним светом, и натруженные руки. Вот, например, портрет старика.

Простота и человечность творчества Рембрандта

Рембрандт «Портрет старика в кресле»

К этой же серии портретов примыкает и целый ряд изображённых апостолов, в лицах которых иногда угадываются черты самого художника.

Простота и человечность творчества Рембрандта

Рембрандт «Матфей и ангел» (1661)

Предполагают, что моделью для ангела стал сын Рембрандта – Титус.

Известные шедевры Рембрандта

Рембрандт «Даная» (1636-1647)

Простота и человечность творчества Рембрандта

Холст, масло. 185х203 см. Государственный Эрмитаж (Петербург)

Рембрандт начал писать эту картину в 1636 г., через 2 года после женитьбы на Саскии. Художник нежно любил свою молодую жену и часто изображал её на своих картинах. «Даная» написана не для продажи, а для своего дома. Долго не могли понять, почему сходство с Саскией не так очевидно, как на других картинах художника 1630-х годов. И только в середине XX в. при помощи рентгеноскопии удалось узнать, что картина была изменена после смерти супруги художника (1642), у него появилась другая женщина, и на картине были совмещены черты лиц их обоих. Были на картине и другие изменения.
Картина написана по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея.
Даная – дочь царя древнегреческого города Аргоса. Было пророчество, что царь погибнет от руки сына Данаи (т.е. своего внука). Чтобы пророчество не сбылось, он заключил её в подземелье и приставил к ней служанку. Но бог Зевс проник к Данае в виде золотого дождя, в результате чего Даная родила сына Персея. Молодая обнажённая женщина в постели освещена потоком тёплого солнечного света, падающего через сдвинутый служанкой полог. Женщина приподняла голову над подушкой, протянув правую руку навстречу свету, пытаясь как бы почувствовать его своей ладонью. Во время Рембрандта этот женский образ являлся символом женственности и красоты.

Картина в России

Когда Екатерина II начала собирать картины для Эрмитажа, она попросила Дени Дидро помочь ей с подбором материалов для коллекции. В числе приобретённых картин были «Даная» Рембрандта и «Даная» Тициана.

В 1985 г. в Эрмитаже картина подверглась акту вандализма: мужчина (48-летний житель Литвы) выплеснул на неё серную кислоту, а затем ножом дважды полоснул по ней. Мужчину признали невменяемым, а его поступок оказался политическим действием.
Сначала считали, что картина навсегда потеряна. Но первую помощь картине оказали химики, которые знали технику масляной живописи и химизм процессов в повреждённом полотне. Работа над восстановлением картины началась в тот же день. В течение 1,5 лет над полотном работали реставраторы Эрмитажа Евгений Герасимов, Александр Рахман, Геннадий Широков и Татьяна Алешина. Окончательно реставрация закончилась лишь спустя в 1997 г., с тех пор картина защищена бронированным стеклом.

Рембранд «Ночной дозор» (1642)

Простота и человечность творчества Рембрандта

Холст, масло. 363х437 см. Государственный музей (Амстердам)

Другое название картины – «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга».
Картина была написана по заказу Стрелкового общества – отряда гражданского ополчения Нидерландов для украшения своего нового здания. В XVIII в. полотно обрезали со всех сторон, чтобы картина поместилась в новом зале. Больше всего пострадала левая часть картины, где исчезли два стрелка.
Несмотря на то, что часть полотна утрачена, это одна из самых больших картин музея. Как и большинство работ Рембрандта, её лучше всего рассматривать издали.
Картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения вандалами.
Мушкетёры выходят из тёмного дворика через арку на залитую солнцем площадь. Мастерски передана игра света и тени, что было характерно для великого художника.
Рембрандт изобразил не статичный парадный портрет, а тот момент, когда капитан Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу, и всё пришло в движение: прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, на него лает собака, мальчик убегает. На картине движутся даже детали одежды стрелков.
Кстати, название картины принадлежит не Рембрандту и возможно, это «Дневной дозор», т.к. при реставрации в 1947 г. обнаружилось, что в зале Общества картина успела покрыться слоем копоти, исказившим её колорит. После расчистки оригинальной живописи выяснилось, что сцена, которую изобразил художник, на самом деле происходит днём.

Рембрандт «Возвращение блудного сына» (1666-1669)

Простота и человечность творчества Рембрандта

Холст, масло. 260-203 см. Государственный Эрмитаж (Петербург)

Картина создана на сюжет новозаветной притчи о блудном сыне.

Притча

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
На картине изображён финальный эпизод притчи, когда блудный сын возвращается домой, «и когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», а его старший праведный брат, остававшийся с отцом, осердился и не хотел войти.

Картина поступила в Эрмитаж в 1766 г. По поручению Екатерины её купил князь Дмитрий Алексеевич Голицын.