Караваджо – крупнейший мастер эпохи барокко

Караваджо. Юноша с корзиной фруктов

Он создал свой собственный художественный стиль – караваджизм; в своих картинах и в жизни отличался необыкновенной энергией. Не имея учителей в живописи, стал величайшим художником своего времени... 

Итальянский художник Микела́нджело Меризи да Карава́джо (1571-1610) стал просто Караваджопо месту своего рождения в местечке Караваджио близ Милана. Так было с Веронезе, Корреджо и другими итальянскими художниками того времени, которые получали прозвище по месту своего рождения. 

Жизненный путь художника

Караваджо – крупнейший мастер эпохи барокко

Оттавио Леони «Портрет Караваджо» (1621)

Караваджо был простым каменщиком. Рано потерял отца (будущему художнику было всего 5 лет). Его отец служил управляющим у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо. Возможно, поэтому Караваджо имел достаточно влиятельных покровителей, первыми из которых были герцог и герцогиня Колонна. Коло́нна, римский род – древняя итальянская фамилия. Род существует до сих пор. А покровители Караваджо были очень нужны, т.к. он отличался буйным темпераментом, вспыльчивым характером, его жизнь постоянно омрачалась скандалами, драками и тюремными заключениями. В 1591 г. он вынужден был бежать из Милана после ссоры за карточной игрой, завершившейся убийством. Сначала Караваджо отправился в Венецию, затем в Рим, потом снова была тюрьма – и так, в постоянных переменах обстоятельств, места жительства протекала вся его жизнь. При этом он много работал, получал заказы от влиятельных лиц того времени, знакомился при разных обстоятельствах с выдающимися личностями своего времени: в мастерской д'Арпино он познакомился с меценатами и художниками, в частности, Яном Брейгелем Старшим; в тюрьме Тор ди Нона, куда он попал после очередной драки, происходит его встреча с Джордано Бруно; осенью 1594 г. он начинает работать на кардинала Франческо дель Монте, перебирается в его виллу Мадама и встречается здесь с итальянским физиком, механиком, астрономом, философом и математиком, оказавший значительное влияние на науку своего времени – Галилеем; итальянским философом и писателем, одним из первых представителей утопического социализма – Кампанеллой; итальянским архитектором и скульптором Джакомо делла Порта, поэтами Марино и Милези.
В 1606 г. спор на площадке для игры в мяч перерос в драку, в ходе которой был убит Рануччо Томассони. В убийстве был обвинён Караваджо. Художник был объявлен «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение – он снова скрывался в имении Колонна.
В 1610 г. во время своих очередных приключенческих странствий и в ожидании помилования от папы Павла V он умер в Порто-Эрколе. 31 июля 1610 г. в Риме был обнародован папский указ о помиловании Караваджо и опубликовано сообщение о его смерти.

Творчество Караваджо

Первые миланские работы Караваджо не сохранились. А первой сохранившейся до наших дней картиной было полотно «Мальчик, чистящий фрукт» (1593). Существует два варианта этой картины – 1592 и 1593 гг.

Караваджо – крупнейший мастер эпохи барокко

Караваджо «Мальчик, чистящий фрукт» (1592)

Вскоре Караваджо создаёт многофигурные картины: «Шулеры», «Гадалка».

Караваджо – крупнейший мастер эпохи барокко

Караваджо «Шулеры» (1594)

Караваджо – крупнейший мастер эпохи барокко

Караваджо «Музыканты» (1595). Холст, масло. 92х118,5 см. Метрополитен-музей. Нью-Йорк (США)

Картина была создана для украшения кабинета одного из первых меценатов молодого Караваджо, кардинала Франческо дель Монте.
Музыканты готовятся к репетиции. Один подтягивает струны лютни, скрипач внимательно вглядывается в ноты, третий с рожком – Караваджо, это своеобразный автопортрет. Слева изображён Амур со стрелами за спиной, занятый виноградом. Существует несколько названий этой картины: «Музыка», «Музыканты», «Концерт», хотя более подходящее название – «Репетиция». Одновременно с «Музыкантами» Караваджо написал еще и «Юношу с лютней». Эта картина существует в трёх вариантах. Один из них находится в Эрмитаже.

Караваджо – крупнейший мастер эпохи барокко

Караваджо «Лютнист» (ок. 1596). Холст, масло. 94х119 см. Эрмитаж (Петербург)

Считается, что для этой картины (а также для некоторых других) позировал любимец художника Марио Миннити. Сам Караваджо считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему образом.
На всех трёх версиях картины изображён очень молодой человек, почти мальчик, с мягкими чертами лица и густыми каштановыми волосами, аккомпанирующий себе на лютне. Караваджо точно передал эффект взаимного влияния освещенных предметов: на щёку лютниста падает отблеск его белой рубашки, а на тыльную сторону лютни – свет от страниц нотной тетради.

Караваджизм

Караваджо одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» – резкое противопоставление света и тени. Художник был основоположником этого стиля европейской живописи эпохи барокко. Для караваджизма характерен интерес к точной передаче особенностей натуры, подчёркнутый реализм в изображении предметов. Важная роль уделяется свету и тени, которые помогают создать объём: фигуры помещаются на переднем плане, освещение их контрастное (например, тёмное помещение и луч света в нём, освещающий лица и фигуры персонажей картины).
Крупнейшими представителями караваджизма являются О. Джентилески и М. Де Фьори в Италии; «утрехтские караваджисты» (Д. Бабюрен, Х. Тербрюгген и др.) в Нидерландах; Х. Рибера в Испании. Через этап караваджизма прошли П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Ж. де Латур.

Картины на библейские сюжеты

Картины на библейские сюжеты принесли Караваджо подлинную славу, хотя некоторые из них отвергались духовенством.

Караваджо – крупнейший мастер эпохи барокко

Караваджо «Отдых на пути в Египет» (ок. 1597). Холст, масло. 133,5х166,5 см. Галерея Дориа-Памфили (Рим)

Святое семейство утомилось на пути в Египет – Дева Мария и младенец уснули под музыку ангела, а Иосиф держит ноты. Световоздушная среда создаёт атмосферу поэтичности и покоя. Скромный пейзаж дополняет картину, но это, скорее, милый сердцу художника ломбардский пейзаж, а не ближневосточный.
На библейскую тему написаны картины «Экстаз св. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598), «Кающаяся Мария Магдалина» (1597), «Святая Екатерина Александрийская» (1598), «Марфа и Мария» (1598), «Иоанн Креститель» (1598), «Давид и Голиаф» (1599), «Призвание апостола Матфея» (ок. 1600), «Мученичество святого Матфея» (ок. 1600), «Обращение Савла» (1600), «Распятие святого Петра» (1601), «Неверие апостола Фомы» (1600-1602), «Поцелуй Иуды» (1602) и др.

Караваджо – крупнейший мастер эпохи барокко

Караваджо «Призвание апостола Матфея». Холст, масло. 322х340 см. Сан-Луиджи-деи-Франчези (Рим)

Эту картину Караваджо исполнил для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези.
Сюжет картины взят из Евангелия от Матфея – Иисус увидел мытаря Левия (Матфея) у ворот Капернаума и призвал его на апостольское служение: «...Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним».
Караваджо изобразил этот сюжет как сцену из современной ему жизни. В тени за столом мытарь (сборщик налогов) Левий ведёт подсчёт выручки, ему помогает старик в очках. Вооружённые охранники повернули головы в сторону вновь прибывших. Одежда мытаря свидетельствует о его состоянии. Из всех присутствующих лишь Левий понял, кто стоит перед ним. В изумлении он вопросительно указывает на себя, ожидая подтверждения.
Поток света, падающий с той стороны, где стоят Иисус и апостол Пётр, прорывает мрак. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия. Фигуру Иисуса почти полностью закрывает Пётр – лишь голова и рука ярко выделены на тёмном фоне.

Караваджо – крупнейший мастер эпохи барокко

Караваджо «Положение во гроб» (1603)

Изобразительный язык Караваджо был ясен и неподготовленному зрителю, поэтому его картины на библейские сюжеты не требовали дополнительного толкования, что создало огромную популярность его картинам, хотя церковники некоторые из этих картин не принимали, например, картину «Положение во гроб» и др.

Караваджо – крупнейший мастер эпохи барокко

Караваджо «Неверие апостола Фомы». Холст, масло. 107х146 см. Сан-Суси (Потсдам, Германия)

Сюжет картины взят из Евангелия от Иоанна. Апостол Фома не присутствовал при явлениях Христа после воскресения и выразил сомнение в достоверности рассказов других учеников. Он заявил, что уверует, только если собственноручно удостоверится в наличии ран на теле воскресшего учителя. Через неделю Фома получил эту возможность и, вложив пальцы в рану Христа, уверовал.
Фигура Христа в левой части картины хорошо освещена светом, падающим на правую часть Его тела, и фокусируется на Его открытой груди с зияющей раной. Освещены и склонившиеся фигуры трёх апостолов в правой части картины. Фон тёмный и недетализованный, что является характерной чертой манеры Караваджо. Удивлённо-недоверчивый взгляд Фомы направлен на рану на груди Иисуса, который своей рукой направляет кисть апостола. Пристальное внимание, с которым на тело Иисуса смотрят два других апостола, сходно с эмоциональной реакцией Фомы, что говорит о нетривиальной интерпретации евангельского сюжета: не только Фома нуждается в подтверждении чуда. Отсутствие нимба над головой Иисуса говорит о том, что он выступает здесь в своей телесной ипостаси.

Караваджо – крупнейший мастер эпохи барокко

Караваджо «Поцелуй Иуды». Холст, масло. !33х169 см. Национальная галерея Ирландии (Дублин)

Сюжет картины основан на сообщениях евангелистов о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Иуда Искариот, один из учеников Иисуса, предал его, раскрыв место пребывания и указав на него страже, когда Христос выходил из Гефсиманского сада.
Все лица персонажей ярко освещены. Иисус, знавший о предающем Его, как бы старается уклониться от предательского поцелуя, но в то же время принимает его как неизбежность. Рука стражника уже занесена, чтобы взять преданного Иудой.

Автопортреты

Автопортреты Караваджо довольно необычны. Он изображает себя в качестве персонажей своих картин. Вот несколько примеров.

Караваджо – крупнейший мастер эпохи барокко

Караваджо «Больной Вакх» (1593). Полотно, масло. 67х53 см. Галерея Боргезе (Рим)

В 1593 г. художник заболел римской лихорадкой (малярия) и 6 месяцев находился в госпитале на грани жизни и смерти. Под впечатлением от болезни создаёт картину «Больной Вакх» – первый свой автопортрет.
На уже рассмотренной нами картине «Музыканты» Караваджо изобразил себя третьим музыкантом с рожком.

Караваджо – крупнейший мастер эпохи барокко

Фрагмент картины

На картине «Мученичество апостола Матфея» собственное изображение художник поместил в глубине слева.

Караваджо – крупнейший мастер эпохи барокко

Капаваджо «Мученичество апостола Матфея» (ок. 1600). Холст, масло. 323х343 см. Сан-Луиджи-деи-Франчези (Рим)

Караваджо – крупнейший мастер эпохи барокко

Фрагмент картины

На картине «Давид с головой Голиафа» его автопортретом является отсечённая голова Голиафа.

Караваджо – крупнейший мастер эпохи барокко

Караваджо «Давид с головой Голиафа» (ок. 1610). Холст, масло. 125х101 см. Галерея Боргезе (Рим)

Караваджо – крупнейший мастер эпохи барокко

Фрагмент картины

Кисти Караваджо принадлежат также немногочисленные натюрморты и портретные изображения.