Якоб Йорданс – выдающийся представитель фламандского барокко

Я. Йорданс. Семейный портрет

«В искусстве Йорданса с большой силой выявлены народные основы и реалистические устремления фламандской школы: ярко чувственное восприятие жизни, мощная лепка форм кистью, неиссякаемый оптимизм» (Н. Смольская). 

На творчество Йорданса большое влияние оказал П. Рубенс, который привлекал его к своим работам, а также Я. Стен, Ф. Снейдерс и Караваджо. Благодаря покровительству Рубенса Йордане смог стать одним из самых высокооплачиваемых фламандских мастеров. В 1628 г. он получил первый заказ на алтарный образ «Мученичество святой Аполлонии» для антверпенской церкви святого Августина.
Творчество Якоба Йорданса, фламандского художника, одного из выдающихся представителей фламандского барокко, отличалось особенностью: его реалистические картины были наполнены крестьянскими и бюргерскими типами с их крепкими тяжеловесными фигурами, колоритными деталями. Художник отдавал предпочтение бытовому жанру, даже в картинах с религиозными или мифическими сюжетами присутствует этот «бытовизм». Его живопись была энергичной, сильной и плотной. 

Из биографии

Якоб Йорданс родился в 1593 г. в Антверпене в семье богатого торговца тканями Якоба Йорданса старшего. Интерес к живописи у Йордана проявился довольно рано, и с 1607 г. он начал обучение у Адама ван Ноорта, который был также и учителем П. Рубенса.
Учитель Йорданса был своеобразным человеком: он был грубоват, разговаривал дерзко, но был откровенным человеком и настоящим художником. На дочери ван Ноорта Йорданс впоследствии женился.

Якоб Йорданс – выдающийся представитель фламандского барокко

Я. Йорданс «Семейный портрет» (1621)

В 1616 г. вступил в Гильдию св. Луки, через 2 года купил дом в районе Антверпена, где прошло его детство, устроил здесь мастерскую и практически вся остальная его жизнь и творчество прошли в этом доме.

Якоб Йорданс – выдающийся представитель фламандского барокко

Я. Йорданс «Четыре евангелиста» (ок. 1625-1630). Холст, масло. 133х118 см. Лувр (Париж)

Это произведение раннего периода творчества художника. Четыре евангелиста (Мафей, Марк, Иоанн и Лука) изучают Священное Писание. Иорданс показывает зрителю различие их индивидуальностей. Особенно выделяется среди фигур старших евангелистов самый молодой из них – Иоанн.
После смерти Рубенса, а затем Антониса ван Дейка Йорданс стал самым популярным художником Антверпена. К нему с заказом обращался даже английский король Карл I (но созданные им картины не сохранились), сотрудничает с Оранской династией. В 1652 г. он создаёт панно «Триумф принца Фридриха Генриха Оранского».

Якоб Йорданс – выдающийся представитель фламандского барокко

Я. Йорданс «Триумф принца Фридриха Генриха Оранского» (1652). Дворец Хёйс-тен-Бос (Гаага)

По мнению авторов статьи в БСЭ, заказные работы Йорданса – это «парадные, перегруженные фигурами композиции, в которых иногда чувствуются напыщенность и ложный пафос».
В 1651-1652 гг. он создал два декоративных полотна для гаагского дворца Хей-тен-босх, в 1661 г. приступил к работе над композицией для амстердамской ратуши.
Йорданс часто писал полотна по мотивам пословиц с участием большого количества персонажей разных возрастов, например, многочисленные «Праздники бобового короля». В этих бытовых зарисовках часто встречаются элементы грубоватого юмора. Любил вводить элементы бурлеска на полотнах своих картин даже с религиозными или мифологическими темами. Комизм бурлеска строится на том, что серьёзное содержание выражается несоответствующими ему образами и стилистическими средствами, а «возвышенные герои» классической античной литературы – в шутовском виде.

Якоб Йорданс – выдающийся представитель фламандского барокко

Я. Йорданс «Диоген ищет настоящего Человека» (1642)

Как известно, древнегреческий философ Диоген бродил среди бела дня по людным местам со словами: «Ищу Человека».
Йорданс умер в 1678 г. и похоронен на протестантском кладбище в деревне Путте (провинция Антверпен, Бельгия), рядом с женой Катариной.

Творчество Якоба Йорданса

На творчество Йорданса огромное влияние оказал П. Рубенс. Известно, что он сотрудничал с Йордансом, привлекая художника для выполнения своих картин. Йорданс, как и Рубенс, предпочитал тёплую цветовую палитру, натурализм. Оба были мастерами кьяроскуро (цветная ксилография) и тенебризма (живописная манера, в основе которой лежит работа со светотенью).
Умелое использование светотени ярко выражено на картине «Поклонение пастухов».

Якоб Йорданс – выдающийся представитель фламандского барокко

Я. Йорданс «Поклонение пастухов»

Другое полотно «Поклонение пастухов», изображающее Деву Марию с Младенцем, отличается особой теплотой.

Якоб Йорданс – выдающийся представитель фламандского барокко

Я. Йорданс «Поклонение пастухов»

Создавал Йорданс и портреты, но они не пользовались особой популярностью.

Якоб Йорданс – выдающийся представитель фламандского барокко

Я. Йорданс «Портрет молодой супружеской пары» (1615-1620)

Якоб Йорданс – выдающийся представитель фламандского барокко

Я. Йорданс «Автопортрет с родителями, братьями и сестрами» (1615)

Известно, что художник был первым ребёнком в семье из 11 детей.
Я. Йорданс был не только замечательным живописцем, но также и графиком, писал картоны для гобеленов (шпалеров). Шпалеры пользовались в то время большой популярностью среди зажиточных бюргеров, и мастер шпалерного производства мог не беспокоиться о хлебе насущном. Но Якоб мыслил свою творческую судьбу иначе. В годы учебы он создал некоторое количество образцов для шпалерных мануфактур, но останавливаться на этом не собирался.

Якоб Йорданс – выдающийся представитель фламандского барокко

Гобелен Я. Йорданса «Сцены из сельской жизни». Шерсть и шелк. 2-я половина XVII в. (Брюссель)

Якоб Йорданс – выдающийся представитель фламандского барокко

Я. Йорданс «Уходящий человек с бородой»

Якоб Йорданс – выдающийся представитель фламандского барокко

Я. Йорданс «Портрет музыканта с его музой». Предположительно, это автопортрет Якоба Йорданса

Якоб Йорданс – выдающийся представитель фламандского барокко

В 1877 г. в Путте (провинция Антверпен) установили памятник Йордансу
(скульптор Жозеф Ламбо)