Питер Брейгель (Старший): философское осмысление жизни в картинах художника

  • Печать

П. Брейгель (Старший) «Мизантроп» (1568). Музей Каподимонте (Неаполь)

Главным в творчестве Питера Брейгеля (Старшего) является размышление о человеческих пороках, бренности, глупости или приземлённости человеческой жизни.

Пи́тер Бре́йгель (Старший) (около 1525-1569) – нидерландский живописец и график, мастер пейзажа и жанровых сцен. Его творчество относят к Северному Возрождению (этапы развития Возрождения в Италии и в странах Западной Европы не совпадают).
Питер Брейгель не писал заказных портретов, но люди постоянно присутствуют на многих его картинах, причём чаще всего это жители деревни. Природа и человек в ней – вот что интересовало художника больше всего. Только в конце его творчества стали появляться картины, в которых основное внимание приковано к личностям людей. Но и в них на первом плане – философское осмысление жизни, а также сатира на человеческие слабости. Брейгель был родоначальником демократического направления в нидерландском искусстве XVI в., в своих картинах он раскрывает заключенные в народе жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие, но не обходит вниманием и общие для всего человечества пороки.
Многие картины Брейгеля являются иносказательными. Его часто называют «мудрецом» в живописи. Иносказательности требовало время, в которое жил художник – тогда испанский герцог Альба пришёл на нидерландскую землю, чтобы уничтожить еретиков (не католиков) в Нидерландах. В течение своего присутствия на чужой земле он приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев, насадил террор. Последние годы жизни художника как раз прошли в это время. 

П. Брейгель (Старший) «Избиение младенцев» (1565)

Питер Брейгель (Старший): философское осмысление жизни в картинах художника

П. Брейгель  (Старший) «Избиение младенцев» (1565). Масло, 109,2 x 158,1 см. Художественно-исторический музей (Вена)
В картине «Избиение младенцев» Брейгель использует евангельский сюжет, рассказанный апостолом Матфеем, но сюжет этот видоизменяется, остаются только ассоциации. И они не случайны. В Евангелии от Матфея говорится о том, что Ирод Великий, незаконно занимая иудейский престол, ужасался одной только мысли, что захваченный им престол может перейти от него к истинному царю иудейскому. Когда родился Иисус Христос, Ирод приказал уничтожить всех младенцев младше 2 лет (соответствовавших возрасту Христа), чтобы сохранить за собой престол. А на картине Брейгеля изображено нападение испанских солдат на фламандскую деревню. Деревню оцепили, спастись негде. На картине солдаты Ирода одеты в испанскую форму, а Вифлеем ассоциируется с нидерландской деревней.
Имея евангельскую основу, картина всё-таки о современной Брейгелю жизни, о конкретных обстоятельствах и людях. Народ изображён беззащитной и безликой массой, которая не способна оказать сопротивление чужеземным солдатам.
Ещё одна философская картина-ассоциация – «Притча о слепых».

П. Брейгель (Старший) «Притча о слепых» (1568)

Питер Брейгель (Старший): философское осмысление жизни в картинах художника

П. Брейгель (Старший) «Притча о слепых» (1568). Холст, темпера, 86х154 см. Музей Каподимонте (Неаполь)
Сюжет картины основан на библейской притче: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». Притча, конечно, говорит о духовной слепоте. Художник же изобразил слепоту физическую: шесть слепых идут, держась друг за друга. Плотина, по которой они движутся, спускается вниз и делает крутой поворот. Поводырь не видит этого, оступается и падает в воду, за ним следующий. Третий ещё не упал, но участь его уже предрешена. А три остальных пока не догадываются о произошедшем и продолжают двигаться...
Тема потрясающая по своему трагизму. Посмотрите, как безмятежна природа на картине художника, и на фоне этой безмятежности происходит катастрофа, для гибнущих людей это именно так. Законы природы непреложны и существуют сами по себе, а люди, со своими законами – сами по себе.
В принципе, Брейгель показывает всего один эпизод, повседневный и обычный в масштабах человечества: ну, несчастный случай, мало ли людей гибнет трагическим образом (а в наше время особенно!). Разве кто-то обратит на это внимание? Если только кто-то из родственников вздохнёт с сожалением. А возможно, и этого не будет. Событие совершенно не историческое. Но художник вкладывает в него философский смысл: никто не избежит судьбы слепых, потому что мы всегда надеемся, что ведём мы, а на самом деле ведут нас, и порой мы даже не знаем, кто именно нас ведёт и куда. Может быть, мы в шаге от пропасти?

П. Брейгель (Старший) «Падение Икара» (1558)

Питер Брейгель (Старший): философское осмысление жизни в картинах художника

П. Брейгель (Старший) «Падение Икара» (1558). Холст, масло, 73,5х112 см. Королевский музей изящных искусств (Брюссель)
Эта картина Брейгеля – самая известная, но загадочная. Впрочем, как и почти все остальные картины этого автора. Каждый может растолковывать смысл в силу своих художественных пристрастий или в силу своей фантазии. Что изображено на картине? Обычная бытовая сцена: мирный пахарь занимается своим делом; у рыбака, видимо, начала клевать рыба, и этот момент для него очень важен; пастух и его стадо. И снова, как и на других картинах этого художника, потрясающая природа... Да, вот пастух заинтересованно смотрит в небо. Что он там увидел? Но в названии полотна присутствует слово «Икар». Где же он? Его трудно заметить сразу, надо вглядеться в картину – и вот торчащие из воды ноги... Это Икар. Художник изобразил его не в торжествующий момент полёта, а в унизительной позе, что как-то и не к лицу герою... Впрочем, и лица его не видно. А пастух, возможно, смотрит на улетающего Дедала...
Все мы помним греческий миф о Дедале и Икаре, нет смысла здесь его пересказывать. Но почему у Брейгеля Икар изображён совсем не в романтическом ореоле, а неудачником, потерпевшим полное поражение? Об этом можно только догадываться. Возможно, художник показывает логический конец гордыни – непослушание отцу, полёт к самому солнцу... А может быть, наоборот, изображает героическую личность глазами обывателей, для которых важнее всего их сегодняшнее благополучие. Противопоставляются возвышенное и обыденное. Полёт человеческой мысли и фантазии – и приземлённость. Никому дела нет до смельчака, дерзнувшего взлететь к самому солнцу, каждый занят только своей насущной проблемой. Проходят годы, десятилетия, века, много говорят о ценности человека. Но ничего не меняется.

П. Брейгель (Старший) «Сорока на виселице» (1568)

Питер Брейгель (Старший): философское осмысление жизни в картинах художника

П. Брейгель (Старший) «Сорока на виселице» (1568). Картинная галерея, Городское собрание (Дармштадт)
Это последняя картина художника. В ней образ виселицы ассоциируется с испанским правлением, а сорока – со сплетниками. Именно на доносах и слухах держался террор Альбы.
Но в то же время народ удивительно беспечен и безразличен: под самой виселицей устроил пляску, как будто виселица может быть для человека обычным объектом его бытия. Пейзаж картины великолепен, романтичная дымка покрывает окрестности, дворцы... А человек копошится в своём узком мирке и не понимает смысла жизни. «Жизнь, зачем ты мне дана»?
Судьба и время, грандиозность мироздания и место человека в нём – вот вопросы, которые задаёт нам своим творчеством Питер Брейгель Старший. Нидерландское искусство в его лице получило мощную основу, дав старт искусству Голландии и Фландрии в XVII в., хотя сам художник соединил в своём творчестве традиции И. Босха и Л. Лейденского.

Питер Брейгель (Старший): философское осмысление жизни в картинах художника

Автопортрет Питера Брейгеля (Старшего) (1565)
У Брейгеля было два сына, и оба они стали художниками. Один известен как Питер Брейгель Младший (прозвище Адский), другой, Ян Брейгель, имел прозвище Бархатный. Они были талантливыми художниками. Но подняться до вершин отцовского творчества не смогли.