Архитектурные шедевры Микеланджело

Палаццо Фарнезе

После окончания работ над фресками («Обращение апостола Павла» и «Распятие апостола Петра») в Паолинской капелле ватиканского дворца Микеланджело почти полностью посвятил себя архитектуре. 

Архитектура была четвёртым из видов искусства, в которых Микеланджело оставил свой след на века.

Базилика Сан-Лоренцо (Флоренция)

Архитектурные шедевры Микеланджело

Базилика Сан-Лоренцо (Святого Лаврентия) – одна из самых больших и старейших церквей Флоренции в центре города. Первая церковь появилась здесь ещё в конце IV в., а современное здание церкви в стиле Возрождения появилось в XV в. (архитектор Филиппо Брунеллески).
Внутри храма – многочисленные произведения искусства: две кафедры работы и украшения старой ризницы работы Донателло, саркофаг Пьеро и Джованни Медичи работы Вероккьо, надгробия Медичи работы Микеланджело (смотрите здесь).
Позднее по проекту Микеланджело с другой стороны трансепта была пристроена Новая Сакристия с гробницей Лоренцо и Джулиано Медичи.
Фасад церкви выполнен Микеланджело.

Собор Святого Петра

Католический собор, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана, крупнейшая историческая христианская церковь в мире. Над его созданием работали несколько поколений великих мастеров, среди которых Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини и др.
Работа Микеланджело заключалась в следующем. Он переконструировал купол в 1547 г. Он спроектировал купол двухслойным кирпичным. Внешний слой имеет 16 каменных рёбер, купол поднимается от колонн на барабане.

Архитектурные шедевры Микеланджело

Высота купола 138 м.

Микеланджело умер в 1564 г., успев закончить барабан купола и столбы Браманта, которые были выполнены намного более крупными, чем планировалось. Работу продолжил ассистент Микеланджело Джакомо да Виньола под строгим присмотром Джорджо Вазари, который по приказу папы следил за тем, чтобы замыслы Микеланджело были воплощены без отступлений.
Микеланджело, помимо зарисовок своего замысла, оставил большую деревянную модель своего проекта. Джакомо Делла Порта привнёс в неё несколько незначительных изменений по форме купола.

Библиотека Лауренциана (Флоренция)

Архитектурные шедевры Микеланджело

Здание библиотеки Лауренциана

Название библиотека получила в честь Лоренцо I Медичи, значительно обогатившего фонды библиотеки.
Строительство здания библиотеки папа римский Климент VII поручил в 1524 г. Микеланджело по эскизам архитектора. Здание библиотеки было возведено с южной стороны базилики Сан-Лоренцо в течение 2 лет.

Архитектурные шедевры Микеланджело

Интерьер читального зала Библиотеки Лауренциана

По проекту Микеланджело отделкой здания занимались другие зодчие вплоть до 1560 г. (Джорджо Вазари и Бартоломео Амманати). Библиотека открылась в 1571 г.
Здание построено в стиле позднего итальянского Возрождения и начала маньеризма.
Монументальная лестница, возведённая по проекту Микеланджело, уникальна по форме. Это сложное сооружение, делающее подъём в библиотеку длиннее и выше, чем в действительности. Она напоминает поток лавы, символизируя поток мысли.

Архитектурные шедевры Микеланджело

Лестница Лауренцианы

Библиотека предназначалась для мирян, Микеланджело продумал в ней каждую деталь для создания учебной атмосферы.

Дворец сенаторов (Рим)

Архитектурные шедевры Микеланджело

Это общественное здание было построено на Капитолийском холме в Риме в 1573-1605 гг. по проекту Микеланджело. Сейчас в нём располагается мэрия города Рима.
В середине XVI в. папа римский поручил Микеланджело перестроить весь Капитолий, разбив на вершине представительную площадь под названием Пьяцца-дель-Кампидольо. По замыслу Микеланджело, стороны площади должны были образовать три дворца, главным из которых должен был стать Дворец сенаторов. По бокам от него были задуманы более низкие объёмы двух симметричных зданий Дворца консерваторов и Нового дворца. При оформлении фасадов всех трёх дворцов Микеланджело предполагал использовать новшество – колоссальный ордер. Большой ордер (колоссальный или гигантский ордер) – это такая ордерная декорация здания, в которой колонны или пилястры охватывают 2 и более этажа, в отличие от декорации, называемой малый ордер или поэтажный ордер, в котором на каждом этаже расположен свой ряд колонн. После Микеланджело большой ордер вошёл в моду.
В центре площади Кампидольо в 1538 г. была установлена конная статуя Марка Аврелия (древнеримская скульптура II в., в конце XX в. заменена копией).

Архитектурные шедевры Микеланджело

Один из залов дворца

Полностью монументальный проект Микеланджело был реализован с незначительными отклонениями уже после его смерти учениками Джакомо делла Порта и Джироламо Райнальди в стиле маньеризма.

Дворец консерваторов (Рим)

Архитектурные шедевры Микеланджело

Микеланджело является автором проекта этого здания. Здание дворца возведено в 1574-99 гг. архитектором Джакомо делла Порта. Ему же принадлежит большое окно посередине фасада. Прочие окна с эдикулами (небольшими нишами) и балкончиками соответствуют оригинальному замыслу Микеланджело.
В настоящее время в здании расположен музей.

Палаццо Фарнезе (Рим)

Архитектурные шедевры Микеланджело

Этот дворец (палаццо) – один из лучших образцов ренессансного стиля. Больше 100 лет во дворце размещается посольство Франции.
Палаццо Фарнезе (Фарнезе – потомки папы римского Павла III) создавали три архитектора: до 1546 г. строительство вёл Антонио да Сангалло Младший. Он построил 3-этажное здание, через парадный вход которого открывался вид на внутренний дворик, а оттуда через аркаду лоджии – на Тибр. С 1546 г. работу возглавил Микеланджело. Он внёс некоторые изменения в архитектуру дворца: дополнил главный фасад большим выступающим карнизом, придавшим ему монументальность и завершённость. Другой фасад (со стороны улицы Джулиа) создал архитектор позднего Возрождения Виньола.

Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири (Рим)

Архитектурные шедевры Микеланджело

Эта базилика посвящена Богородице, ангелам и мученикам. Находится на площади Республики.
Церковь построена на месте античных руин терм Диоклетиана, предположительно, по проекту Микеланджело. Строительство было завершено после его смерти, в 1566 г. В основе плана церкви лежит греческий (равносторонний) крест.
Внутри базилика украшена античными колоннами, классическими орнаментами, скульптурами и картинами, в том числе работы французских художников XVII-XVIII вв.

Ворота Пия (лат. Порта Пиа) (Рим)

Архитектурные шедевры Микеланджело

Порта Пиа – ворота в северо-восточной части Аврелиановой стены Рима, построенные папой Пием IV из семьи Медичи.
Это последний архитектурный проект Микеланджело. Вазари писал, что проект был представлен Микеланджело в 3 вариантах, понтифик выбрал самый дешёвый. Фасад был возведён в 1561-1565 гг. под присмотром зодчего Джакомо дель Дука. Завершения работ Микеланджело уже не увидел.

Архитектурные шедевры Микеланджело

Порта Пиа: вид с наружной стороны