Донателло – основоположник скульптурного портрета

Донателло. Статуя Гаттамелаты

Итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения, Донателло был основоположником индивидуализированного скульптурного портрета. 

Его полное имя – Донато ди Никколо ди Бетто Барди. 

Из биографии

Донателло – основоположник скульптурного портрета

Скульптурный портрет Донателло в Уффици (Флоренция)

Родился будущий скульптор во Флоренции около 1386 г. и там же умер и похоронен в 1466 г.

Его отец был простым чесальщиком шерсти, но смог заметить способности сына. Он отдал его в мастерскую живописца и скульптора Биччи ди Лоренцо, где он получил художественное образование. В конце обучения Донателло побывал даже в Риме (1404-1407) вместе с архитектором Брунеллески, там они совершенствовались у Лоренцо Гиберти, известного итальянского скульптора, ювелира, историка искусства Раннего Возрождения.

Творчество Донателло

Одной из первых работ Донателло был горельеф, изображающий Благовещение.

Донателло «Благовещение»

Донателло – основоположник скульптурного портрета

Донателло «Благовещение» (около 1428-1433). Церковь Санта Кроче (Флоренция)
Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти. Вокруг он изобразил цветочный узор... а наверху шесть младенцев, расположенных попарно, с цветочными гирляндами, друг друга обхватывают, будто боясь головокружительной высоты.
Большой талант и мастерство он проявил в фигуре Девы, испуганной внезапным появлением ангела, грациозно склоняется она, робко и почтительно приветствуя ангела. В её лице отражены кротость и благодарность за неожиданный Дар».
До поездки в Рим у Донателло преобладало реалистическое направление творчества. Изучив классические образцы скульптуры, он принял в свой творческий арсенал и греко-римскую пластику. Таким образом, Донателло работал в двух стилях: реалистическом и классическом.

Донателло – основоположник скульптурного портрета

К реалистическому стилю относится, например, статуя Марии Магдалены (около 1454 г.), которую он изображает в виде исхудалой старухи с длинными волосами. Статуя находится во флорентийской Крестильнице.
Но всё-таки лучшими работами скульптора считаются те, в которых он искал свой собственный путь в соответствии со своими внутренними идеалами. Например, бронзовая статуя Давида.

Донателло «Давид»

Донателло – основоположник скульптурного портрета

Донателло «Давид» (около 1440). Высота 1,58 м. Национальный музей Барджелло (Флоренция)
Эта скульптура – первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности. По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи. Но достоверными эти сведения считать нельзя. Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно.
Давид – библейский персонаж, псалмопевец. Донателло изображает его не в соответствии с традиционными изображениями библейских героев. Это одна из трёх скульптурных портретов, выполненных Донателло. И в каждом из них Давид предстаёт в особом образе.

Донателло – основоположник скульптурного портрета

Фрагмент 

Бронзовый Давид – почти ещё мальчик с юношеским телом и длинными волосами. Он абсолютно наг: на нём только пастушеская шляпа и сандалии с поножами (часть доспехов, защищающая переднюю часть ноги от колена до щиколотки). Поза героя – свободная, тяжесть тела переносится на правую ногу, а левой он попирает голову побеждённого им Голиафа.

Донателло – основоположник скульптурного портрета

Фрагмент 

В левой руке он держит камень от пращи – орудие победы. На его лице торжество: он победил Голиафа (огромный филистимлянский воин). Но при взгляде на него трудно представить себе, что он способен справиться с великаном – поэтому событие явствует силу Божественного вмешательства. Следовательно, статуя, изображающая слабого юношу, стоящего над побеждённым врагом, говорит о невидимом присутствии Бога в этой сцене.

Донателло. Статуя апостола Марка

Донателло – основоположник скульптурного портрета

Донателло. Евангелист Марк (1411). Мрамор. Церковь Орсанмикеле (Флоренция)
В 1411-1412 гг. Донателло выполнил статую cвятого Марка для ниши на южной стороне здания церкви Орсанмикеле, которая и до настоящего времени украшает предназначенную для нее нишу. Статуя Марка была заказана старшинами цеха льнопрядильщиков, возможно именно поэтому Донателло так тщательно проработал драпировки одежды, изобразив их самых различных форм. Статуя сразу привлекла внимание современников, т.к. Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа. Фигура Марка пропорциональна, устойчива и монументальна. Левая рука, держащая книгу, одновременно придерживает плащ, который спадает свободными складками, обрисовывая рельеф ноги. Фигура исполнена достоинства. В этой фигуре всё зна́чимо. Микеланджело сказал о статуе Марка, что он «никогда еще не видел статуи, столь похожей на порядочного человека; если таким был св. Марк, можно поверить и его писаниям».

Донателло. Евангелист Иоанн

Донателло – основоположник скульптурного портрета

Донателло. Евангелист Иоанн (1410-1411). Мрамор. Музей собора (Флоренция)

В 1408-1415 гг. для фасада кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции разными скульпторами были созданы статуи четырех евангелистов: Иоанн Богослов работы Донателло, апостол Лука работы Нанни ди Банко, апостол Марк – Николо Ламберти, апостол Матфей – Чуффаньи. В настоящее время эти статуи находятся в музее собора во Флоренции. Сидящий апостол Иоанн изображён мощным стариком с могучими руками, исполненный сдержанного достоинства и благородства.
Начиная с этой работы, Донателло вступает в новый период своего творчества и создает шедевры, которые открывают новую эпоху в искусстве.

Донателло. Статуя Гаттамелаты (Падуя)

Донателло – основоположник скульптурного портрета

В 1444 г. Донателло в Падуе отлил из бронзы конную статую кондотьера (руководитель военных отрядов) Венецианской республики Гаттамелаты. В настоящее время эта скульптура находится перед церковью св. Антония. Со времен древних римлян не было отлито в Италии ни одной подобной статуи.

Донателло воскресил портретные бюсты, которые были любимы греками и римлянами, но забыты в средние века. Особенно удачными у него были детские образы, они очень индивидуальны.

Донателло – основоположник скульптурного портрета

Донателло «Аллегорическая фигура мальчика» (1430). Бронза. Национальный музей Барджелло (Флоренция)

Донателло – основоположник скульптурного портрета

Донателло «Летающий мальчик с рыбой»
В ризнице церкви св. Лаврентия во Флоренции находятся барельефы-медальоны, изображающие евангелистов, а также сцены из жития Иоанна Крестителя, исполненные драматизма.
Вместе со своим учеником Микелоццо Микелоцци Донателло создал несколько надгробных памятников в церквях.

Последние годы своей жизни Донателло провёл во Флоренции, работая до глубокой старости. Он работал во многих городах: во Флоренции, Пизе, Сиене, Прато, Риме, Падуе, Ферраре, Модене, Венеции. Мастер умер в 1466 г. и погребён с большими почестями в церкви Сан-Лоренцо, украшенной его работами.

Донателло – основоположник скульптурного портрета

Церковь Сан-Лоренцо (Флоренция)
Его работы вызывали восторг у современников, несмотря на определенную бескомпромиссность мастера – он не гнался за внешней красивостью, не потакал вкусам публики, не стремился чрезмерно отделывать свои статуи, чтобы не лишить их свежести первого замысла. Он всегда делал так, как считал нужным.
Творчество таких мастеров бывает востребовано во все времена.