Шедевры европейских художников эпохи Возрождения

  • Печать

Шедевры европейских художников эпохи Возрождения

Ренессансное открытие мира и человека произошло не только в Италии, но и в других европейских странах.

В XV в. в Нидерландах художники научились видеть и изображать красоту и очарование действительности. Они отмечали прекрасное  не только в человеке, но и в каждой вещи окружающего мира. Поэтому нидерландские художники так любили изображать пейзажи и интерьеры. Робер Кампен(около 1380-1444) один из них. Он изображал реальную действительность и показывал всю прелесть простых вещей и состояний. Есть у него сюжеты и на библейские темы. 

Шедевры европейских художников эпохи Возрождения  Шедевры европейских художников эпохи Возрождения

Робер Кампен «Троица. Мадонна с младенцем у камина» (1430-е годы). Дерево (дуб), масло. 34,3 × 24,5 (каждая часть) см. Государственный Эрмитаж (Петербург)
«Троица. Мадонна с младенцем у камина» – диптих, картина представляет собой двустворчатый складень, изображение написано на двух дубовых досках одинакового размера. Работа посвящена двум основным догматам христианства: воплощению и искуплению. Справа представлено детство Христа (воплощение), слева – снятое с креста тело Христово (искупление); на левой створке показан и третий догмат христианства Троица (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – белый голубь). Обе створки диптиха позже были обрамлены одинаковым живописным орнаментом.
Мадонна показана в домашнем интерьере. На ней богатое синее платье с красным плащом. Она держит младенца на коленях, правая рука протянута в сторону огня, горящего в камине: в Средневековье изображение человека, греющего руки у огня, символизировало январь. Камин украшен лепниной, один из её элементов – скульптурная фигурка шута. Справа от Мадонны – небольшой столик с медным тазом и кувшином-умывальником; сверху висит полотенце. Пол выложен двухцветной плиткой в шахматном порядке. Сквозь окно, полуприкрытое ставнями, виден дом.
Новаторство художника – в передаче света. В этом смысле он опередил художников итальянского Ренессанса.
В Швейцарии в это время творил Конрад Виц (1400-1444/46). Его живопись менее искусна, но подкупает внимательным и любовным отношением художника к окружающей действительности.

Шедевры европейских художников эпохи Возрождения

Конрад Виц «Святой Христофор» (около 1435). Дерево. 101,5 х 81 см. Базельский художественный музей (Швейцария)
Биографические сведения об этом художнике скудны. До наших дней дошли фрагменты трёх больших алтарей, созданных им в разные годы. «Святой Христофор» – одна из створок ныне утраченного алтаря. Художник изобразил эпизод из жизни святого Христофора, переносящего через водоём младенца Христа. Привлекает пейзаж, изображённый на этой картине: безмятежная водная гладь водоёма, неприступные скалы, светло-голубое небо... Этот простодушный пейзаж выражает тихую любовь художника к окружающему миру.
В немецком искусстве XVI в. также немало славных имён. Например, портретист Ханс Гольбейн Младший (1497/98-1543). Его мировосприятие и искусство очень гармоничны.

Шедевры европейских художников эпохи Возрождения

Ханс Гольбейн Младший. Портрет Бонифация Амербаха (около 1519). Дерево, темпера. 28,5 х 27,5 см. Базельский художественный музей (Швейцария)
Ханс Гольбейн Младший считал художника творцом, который должен осознавать своё высокое предназначение. Учился у своего отца. Творчество Гольбейна многогранно: алтарные образы, книжная иллюстрация, портреты. Именно портреты принесли художнику наибольшую славу, хотя прекрасно всё, что он создал. Он умел воссоздать не только точное изображение, но и передать сложный духовный мир портретируемого.
Бонифаций Амербах – гуманист, друг Эразма Роттердамского. Черты его лица благородны и строги.
Немецкий художник Лукас Кранах Старший (1472-1553) состоял на службе у курфюрстов саксонских. Он был непревзойдённым мастером цвета и линии.

Шедевры европейских художников эпохи Возрождения

Лукас Кранах Старший. Женский портрет (1526). Дерево, масло. 88,5 х 58,6 см. Государственный Эрмитаж (Петербург)
В изображённом художником женском лице соединились черты двух современниц Кранаха: принцессы Сибиллы Клевской и беглой монахини Катарины из Боры, ставшей женой Мартина Лютера. Однако этот образ не является собственно портретом. Скорее всего, это воплощение идеальной мечты.
Картина несколько загадочна: на тёмном фоне – яркие краски одежды; линейный рисунок как будто в противоречии с состоянием изображённой женщины. Загадочен и пейзаж, а также чуть прищуренный взгляд модели.
В XVII в. Германия уступает первенство Голландии и Фландрии. Когда речь заходит о фламандском искусстве XVII в., то в первую очередь вспоминается творчество Питера Пауля Рубенса (1577-1640). Его живопись – пример европейского барокко (один из его вариантов) с утверждением стихии земного бытия.

Шедевры европейских художников эпохи Возрождения

Питер Пауль Рубенс «Союз Земли и Воды» (около 1616). Холст, масло. 222,5 х 180,5 см. Государственный Эрмитаж (Петербург)
Это лучшая его картина. Её сюжет аллегоричен. Возможно, он олицетворяет мечту фламандцев об утраченном воссоединении Антверпена с рекой Шельдой. Художник изобразил бога рек и морей Нептуна и богиню земли Кибелу с рогом изобилия в руке. Крылатая Слава венчает голову богини венком. Из опрокинутого сосуда льётся вода, резвятся весёлые путти и трубит тритон. Картина выражает полноту чувственной радости и счастливой гармонии бытия.
В XVII в. в Голландии живопись получила необычайный расцвет и популярность не только среди ценителей искусства, но и среди простых обывателей. В каждом доме картины, их заказывают, покупают. Особенно популярны произведения Рембрандта Харменса ван Рейна (1606-1669). Его творчество глубоко национально. Всю жизнь он прожил в Голландии и был связан с её народом и судьбой. Его портреты человечны и часто носят обобщённый характер.

Шедевры европейских художников эпохи Возрождения

Рембрандт «Знатный славянин» (1637). Холст, масло. 152,8 х 111,1 см. Музей Метрополитен (Нью-Йорк)
Это величавое полотно довольно необычно для раннего творчества Рембрандта. Источник света художник поместил позади изображаемой фигуры, оттого создаётся ощущение, что она выплывает из глубины фона. Второй источник света расположен впереди, он придаёт парчовой одежде особое сияние.
Лицо портретируемого освещено, видны морщины, проницательные спокойные глаза, в которых чувствуется усталость, сила духа и экспрессия.

Делфтская школа

В Делфте работали Ян Вермер Делфтский (1632-1675) и Эмануел де Витте (1616/17-1692). Эти живописцы творили в различных стилях, но им обоим свойственны масштабность художественного мышления и глубина содержания. 

Шедевры европейских художников эпохи Возрождения

Ян Вермер Делфтский «Мастерская художника (около 1665/67). Холст, масло. 120 х 110 см. Художественно-исторический музей (Вена, Австрия)
Ян Вермер Делфтский обладал даром передавать неуловимую для равнодушного глаза гармонию мира. Этого он достигал при помощи композиции и палитры.
«Мастерская художника» – одна из последних его работ. У неё есть и другие названия: «Аллегория живописи», «Искусство живописи», «Художник и модель». Картина воспринимается как символ искусства живописи, преображающего обыденную действительность.
Юная модель на картине изображает музу истории Клио. Она задрапирована в голубую материю. Художник, изображённый со спины, одет в праздничный наряд. Колористическая гамма картины яркая и насыщенная.

Шедевры европейских художников эпохи Возрождения

Эмануел де Витте «Рынок в порту» (конец 1670-х годов). Холст, масло. 61 х 75 см. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва)
До конца своей долгой и трудной жизни Витте оставался верным своему творческому призванию и поднял голландскую живопись на высоту подлинного трагизма, хотя в его время она была подчинена ограниченному бюргерскому мировоззрению.
«Рынок в порту» – одно из лучших произведений художника. В картине создана атмосфера тревоги и томления. Колористическая гамма строга и сурова, что воплощает тревогу художника и его неудовлетворённость современным бытием.
В Испании на рубеже XVI-XVII вв. работал Эль Греко (Доменикос Теотокопулос), 1541-1614. Его экспрессивное искусство не имело себе равных.
Эль Греко (по-испански «грек») обучался на своем родном острове Крит, как художник небольших религиозных изображений (икон). В конце 1560-х он переехал сначала в Венецию, где он, возможно, работал с Тинторетто, а затем в Рим. Наконец он поселился в Толедо (Испания). Влияние Тинторетто проявляется в колорите и в вытянутых пропорциях фигур.

Шедевры европейских художников эпохи Возрождения

Эль Греко «Христос на кресте» (1600-1610). Холст, масло. 193 х 116 см. Музей искусств Кливленда (США)
Творчество Диего Веласкеса (1599-1660) – вершина испанского искусства XVII в. Изображая человека, Веласкес глубоко постигал его внешнее и внутреннее состояние. Достаточно увидеть образы порочного Филиппа IV, нежной инфанты Маргариты, лишённой нормального детства, портреты карликов и шутов с их трагическими, всё понимающими взглядами... Любовь к человеку у Веласкеса безгранична.

Шедевры европейских художников эпохи Возрождения

Диего Веласкес. Портрет придворного карлика дона Себастьяна дель Морра (около 1643-1644).
Себастьян дель Морра был на редкость умным и ироничным человеком, к тому же отличавшимся феноменальной физической силой.

Классицизм Никола Пуссена

В XVII в. почти параллельно с барокко развивается и противоположный ему стиль – классицизм. Это уже порождение французского художественного гения. В творчестве Никола Пуссена (1594-1665) классицизм получил наиболее яркое и совершенное воплощение. Во многом его произведения перекликаются с произведениями античности. Они наполнены светом добра, разума и красоты.

Шедевры европейских художников эпохи Возрождения

Никола Пуссен «Святое семейство на ступеньках» (1648). Холст, масло. 69 х 98 см. Национальная галерея искусств (Вашингтон)
Идеал красоты, по мнению Пуссена, состоял в соразмерности частей целого, во внешней упорядоченности, гармонии, ясности композиции. Это станет характерными чертами зрелого стиля мастера. Одной из особенностей творческого метода Пуссена был рационализм, сказывавшийся в сюжетах и в продуманности композиции.