Пантеон (Рим)

Пантеон (Рим)

Пантеон – храм всех богов в Риме.

 


Пантеон является символом огромной империи, объединившей под главенством Рима десятки национальностей, верований и культур. Величественное здание Пантеона считается шедевром древнеримской архитектуры.

 

Пантеон (Рим)

Пантеон
(Автор: Arpingstone, из Википедии)
Пантеон построен в 126 г. н. э. при императоре Адриане (117-138). Храм расположен на площади Пьяцца-делла-Ротонда. Император Андриан большое внимание уделял развитию провинций, строил по всей стране библиотеки и театры, города украшал скульптурами, ценил греческую культуру, поощряя искусства, поэзию, философию.

Пантеон (Рим)

Римский император Публий Элий Траян Адриан
На месте Пантеона ранее также стоял Пантеон, построенный за два века до этого римским государственным деятелем и полководцем Марком Випсанием Агриппой, поэтому латинская надпись на фронтоне Пантеона гласит: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Пантеон представляет собой большое инженерное достижение античности.

Описание памятника

Пантеон – самый значительный по размерам римский купольный храм. Он отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Ни до, ни после в античном мире не сооружались такие грандиозные купольные своды.
Высота и диаметр пролёта купола Ротонды, как часто называют этот памятник, практически равны: высота 42,7 м, диметр купола 43,4 м. Рото́ндой называется круглая в плане постройка, обычно увенчанная куполом. По периметру ротонды часто расположены колонны.
Вплоть до конца XIX в. ни одно из купольных сооружений Европы не превзошло его своими размерами.
Кирпично-бетонная ротонда Пантеона перекрыта полусферическим куполом, который состоит из окружностей. Купол со стенами образует единую оболочку, содержащую внутри пространство.
К основному объему храма примыкают ниши, отделенные от центрального зала коринфскими колоннами. Кольцевой аттик (декоративная стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом. Впервые аттик стал применяться в древнеримской триумфальной арке как её архитектурное завершение. Аттик часто украшается рельефами или надписями) отделяет колоннаду от внутренней поверхности купола, на которой расположены пять рядов квадратных кессонов. Кессо́ны – углубления прямоугольной или другой формы в своде, куполе, потолочном перекрытии или на внутренней поверхности арки.

Пантеон (Рим)

Кессоны купола Пантеона в Риме
В своде сделано круглое отверстие диаметром 9 м. Через него в храм проникает дневной свет. Наиболее сильным свет становится в полдень, он не рассеивается, а формируется в форме гигантского светового луча, который почти осязаем.

Пантеон (Рим)

Световой поток в куполе храма
Внутри Пантеон отделан мрамором различного цвета с редким введением белого мрамора. Отделка внутри Пантеона хорошо сохранилась, т.к. здание никогда не закрывалось и выполняло функции храма.

Пантеон (Рим)

Внутри Пантеона
(Автор: Владимир Шеляпин – собственная работа, из Википедии)

Дальнейшая судьба Пантеона

В VII в. Пантеон был обращён в церковь Санта-Мария ад Мартирес (церковь святой Марии и мучеников). В XV в. она была расписана. До сегодняшнего дня в алтаре сохранилась фреска «Благовещение», которую приписывают кисти итальянского художника Мелоццо да Форли, самым известным произведением которого является роспись библиотеки Ватикана.

Пантеон (Рим)

В 1520 г. в Пантеоне был похоронен великий Рафаэль. Позже здесь были похоронены и другие известные художники и композиторы Италии. Пантеон стал усыпальницей итальянской королевской семьи.