Лаокоон

Лаокоон

Более правильное название этой знаменитой скульптурной группы – «Лаокоон и его сыновья». 

Эта скульптурная группа находится в ватиканском музее Пио-Клементино. 

Лаокоон

Внутренний двор Бельведера
Музей Пио-Клементино – один из музеев Ватикана во дворце Бельведер. Музей основан в XVIII в. по поручению папы Климента XIV и Пия VI с целью хранения известных греческих и римских произведений искусства.

Лаокоон

Скульптурная группа изображает смертельную борьбу Лаокоона и его сыновей со змеями. Авторы скульптуры – греческие ваятели с Родоса: Агесандр, Полидор и Афинодор. Эта скульптура была найдена в Риме в 1506 г. Она является мраморной копией второй половины I в. до н. э. с бронзового оригинала 200 года до н. э. в Пергаме, который не сохранился. 

Сюжет

Согласно греческой мифологии, Лаокоон (Лаокоонт) был жрецом бога Аполлона в городе Трое.
Жрец – служитель. Жрецы занимались изучением природных явлений, совершали культовые обряды. Жрецы очень уважались в обществе, т.к. считалось, что они были посредниками в общении людей с миром богов и духов. По своему значению жрецы были предшественниками учёных, юристов, врачей, философов и т. д. В мировых религиях (буддизм, христианство, ислам) преемником жречества стало духовенство. Жречество сохранилось у некоторых первобытных народов Африки, Южной Америки и Океании.
Влияние жречества на общества древних цивилизаций было огромно. Жрецы даже соперничали с официальными властями в своём влиянии на людей.
Троя (или Илион), как мы знаем, – древний город у побережья Эгейского моря. Трою воспел Гомер в своей поэме «Илиада».

Лаокоон

Руины Трои
Когда грекам во время троянской войны не удалось взять Трою, они прибегают к хитрости.
По совету Афины, Эпей (сын Панопея) строит гигантского деревянного коня, во внутренности которого прячутся храбрейшие из греков под начальством Одиссея; остальные греки сжигают лагерь и отплывают от берега Троады, чтобы стать на якоре по ту сторону острова Тенедоса в ожидании результатов придуманной затеи. Троянцы, высыпав из города, находят коня и останавливаются в нерешительности, что с ним делать. Родственник Одиссея, вероломный Синон, объявляет троянцам, что конь построен для того, чтобы умилостивить Афину за похищение Палладия и что попытка уничтожить коня принесёт Трое гибель, а если конь будет введен в город на акрополь, то Азия в борьбе с Европой выйдет победительницей.
Жрец Лаокоон предостерегал сограждан не вводить Троянского коня в город. Тогда Аполлон послал двух змей, которые переплыли море и поглотили сыновей Лаокоонта Антифанта и Фимбрея, а затем задушили самого Лаокоонта. Но существует и другой миф: богиня Афина помогала врагам Трои. Поэтому она разгневалась за предостережение, которое сделал Лаокоон, и наслала змей, чтобы они задушили Лаокоона и его сыновей. Именно эта драматическая сцена была запечатлена в 50–30 до н.э. на одной из помпейских фресок, а также в мраморной скульптурной группе родосских ваятелей.
Судьба Лаокоона, советовавшего разрушить коня, убедила троянцев в правде слов Синона: так как городские ворота оказались узкими, троянцы делают в стене пролом и, поместив коня в акрополь, посвящают его Афине. Ночью Синон выпускает греков, которые были заперты внутри коня. Они выходят из засады и сигнальными огнями дают знак греческому флоту об успешном выполнении хитрого плана.

Описание скульптурной группы «Лаокоон и его сыновья»

Лаокоон изображён уже обречённым на гибель, он фактически уже не борется, т.к. находится под влиянием боли от змеиного укуса. Лаокоон изображён нагим, одежда его свалилась на ступеньки (возможно, это жертвенник). По обе стороны от него – два его сына, различного возраста (хотя некоторые утверждают, что у Лаокоона были сыновья-близнецы), они тоже почти совсем нагие. Все три фигуры обвиты в основном по ногам и рукам двумя громадными змеями, из которых одна кусает Лаокоона в левое бедро, а другая впилась в правую часть груди младшего сына, стоявшего вправо от отца на ступеньках возвышения, но приподнятого кольцом змеи, змея привязала его правую ногу к правой ноге отца. Лицо Лаокоона искажено страданием, рот полуоткрыт, но не в крике, а в желании набрать воздух для дальнейшей борьбы.
Лицо младшего сына выражает ужас; правой рукой он как бы ищет схватиться за что-либо в воздухе, а левой сжимает голову змеи, укусившей его. Старший сын находится в плену у змеи, которая образовала узел вокруг его левой ноги. Левой рукой он старается освободиться от этого узла, а правой, также опутанной змеиным кольцом, возможно, зовет к себе на помощь. Лицо его выражает сострадание к отцу и брату.

История скульптурной группы

Предполагают, что авторы скульпторы (Агесандр, Полидор и Афинодор) жили в начале I в. до н.э. Сама скульптурная группа была найдена в 1506 г. в винограднике гражданина Ф. де'Фредди на Эсквилине в Риме (раньше считалось, что её нашли в термах Тита). В этом же году скульптурную группу передали папе. Он установил её в ватиканском Бельведере в специальной нише.
В 1798 г. ватиканского «Лаокоона» перевезли в Париж по условиям Тордесильясского договора между Наполеоном и папой римским в качестве контрибуции. Скульптуру была помещена в Музее Наполеона (Лувр) и в 1800 г. открыта для посетителей музея. В 1816 г., после падения Наполеона, англичане вернули скульптуру в Ватикан.

«Лаокоон и его сыновья»: отражение в других видах искусства

Скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья» вдохновила немало художников и ваятелей. Конечно, все они творчески переосмысливали известный миф, применяя его к современности.
Афинский драматург Софокл (496-406 до н.э.) создал трагедию «Лаокоонт».
Немецкий поэт, драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель, основоположник немецкой классической литературы Г.Э Лессинг написал эстетический трактат «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», в котором он сравнивает два вида искусства: живопись и поэзию на примере скульптуры Лаокоона (под живописью Лессинг понимает изобразительное искусство вообще).
Художник Эль Греко (1541-1614) написал несколько картин, изображавших жреца и его сыновей. Вот одна из них.

Лаокоон

Эль Греко «Лаокоон»
Крепость Толедо на картине служит образом легендарной Трои. На фоне Толедо изображены обнаженные человеческие фигуры. Жрец Лаокоон и один из его сыновей уже повержены на камни, но отец, в отличие от сына, даже в такой ситуации продолжает бороться со змеей. Но битва почти проиграна...
Второй юноша еще стоит на ногах, но змея кусает его бок. Он откинулся назад в бессильном отчаянии.
Справа расположены фигуры свидетелей трагедии. Раньше зрители могли видеть лишь две фигуры, но время реставрации 1955-1956 гг. была обнаружена и третья. Неизвестно, по какой причине была закрашена эта фигура. Считается, что картина не была закончена – помешала смерть художника.

Лаокоон

В XIX в. в Одессе появилась копия скульптурной группы. Одесский «Лаокоон» выполнен из каррарского мрамора и в настоящее время установлен перед зданием Одесского археологического музея. В одесском варианте у фигур имеются руки, которых нет у оригинальной скульптуры.