Искусство древней и средневековой Америки

Голова из Ла-Венте

Древнее искусство Америки существовало в виде большого количества различных культур. Каждая из этих культур была неповторимой. 

Многие индейские племена и этносы находились на первобытной стадии развития в то время, когда Америку открыл для европейцев Колумб (1492 г.). Он также открыл и положил начало исследованию Южной и Центральной Америки, включая их континентальные части и близлежащие архипелаги.

Искусство древней и средневековой Америки

Себастьяно дель Пьомбо «Портрет Колумба»
Наиболее значительными культурами Америки того времени являются культуры ацтеков (Центральная Мексика), майя (Южная Мексика, Гватемала и Гондурас) и инков (Перу, Боливия, Эквадор и северная часть Чили). Об этих культурах поговорим позже.
Заселяться людьми этот континент начал примерно 30-20 тыс. лет назад. В основном заселение проходило через Аляску и Берингов пролив из Северо-Восточной Азии. 

Ольмекская культура

Это условное название археологической культуры (термин «археологическая культура» является основным при описании доисторической эпохи, о которой нет письменных источников). Ольмекская культура была распространена на территории современных штатов Мексики: Веракрус, Табаско, Герреро. Хронологические рамки ольмекской культуры окончательно не выяснены – предположительно это время от XXX в. до н. э. до III века н. э. Хозяйство носителей ольмекской культуры основывалось на подсечном земледелии и рыболовстве. Ольмекская культура оказала влияние на культуру соседних индейских народов.
Для ольмекской архитектуры характерны монолитные базальтовые столбы в погребальных склепах, мозаика ритуальных площадок. В скульптуре ярко выражен интерес к изображению человека – обнаружены огромные базальтовые головы.

Искусство древней и средневековой Америки

Голова из Ла-Венте
Из голубого и зелёного нефрита, серпентина и керамики изготавливали статуэтки людей и божеств, ритуальные «топоры», каменные маски.

Искусство древней и средневековой Америки

Нефритовая фигурка (Ольмекская культура)
В 1960-х годах были обнаружены монументальные росписи в культовых пещерах. Человек часто изображался с чертами ягуара, что связано с мифом о происхождении прародителя племени от ягуара и женщины.

Искусство древней и средневековой Америки

Ольмекская живопись
Достоверных и точных сведений о зарождении ольмекского государства нет. Неизвестно также, к какой этнической группе они принадлежали. Но предполагают, что первые ольмеки появились на территории Мексики в начале III тысячелетия до н. э. – приплыли на лодках с севера, основали новую столицу Тамоанчан («место дождя и тумана»). Известно, что они занимались земледелием и рыболовством, торговали резиной, производили мячи для священной индейской игры. Обществом ольмеков управляли жрецы. Города ольмеков (в том числе Ла-Вента) были ритуально-административными центрами. Особого расцвета эта культура достигла в VIII-IV вв. до н. э.
Некоторые исследователи считают ольмеков прародителями всех мезоамериканских цивилизаций. Но есть и противники этой теории.

Искусство древней и средневековой Америки

В 2006 г. в штате Морелос обнаружены руины древнего города Сасакатла, отнесённого к ольмекской культуре. Удалось раскопать фундамент главного храма площадью 3 тыс. м². Он сложен из обработанных каменных блоков, скрепленных раствором, состав которого исследуется. Поблизости от храма были найдены две хорошо сохранившиеся каменные фигуры жрецов и предметы повседневного обихода горожан.
Основание Сасакатлы относится к 9 в. до н. э. По мнению археологов, город возводился и заселялся дважды: с 800 по 500 годы до н. э. и с 1200 по 1500-е гг. н. э. Причины первого исхода жителей и запустения Сасакатлы пока остаются тайной. Вторично город был разрушен и опустошен испанскими конкистадорами.

Культура ацтеков

Ацтекская империя – государство в XIV-XVI вв. в Центральной Америке, созданное ацтеками. Империя включала в себя центральную часть современной Мексики, занимала огромную территорию с населением около 6 млн. чел. В 1521 г. была уничтожена испанскими конкистадорами во главе с Эрнаном Кортесом.
Культура ацтеков развивалась на протяжении почти четырех веков: с XII до XVI в., когда испанские конкистадоры в 1521 г. разрушили столицу ацтеков Теночтитлан. Столица империи ацтеков была расположена на озере Тескоко – в этом месте сейчас располагается город Мехико.
Теночтитлан был большим городом с населением 120-300 тыс. жителей. С материком островной город связывали три широкие каменные дороги-дамбы. Столица ацтеков была хорошо спланированным городом. В ритуально-административном центре находился обнесенный стенами «священный участок», внутри него располагались главные городские храмы, жилища жрецов, школы, плошадка для ритуальной игры в мяч. Рядом находились дворцы правителей ацтеков.
Ацтеки занимались земледелием, а главной культурой являлась кукуруза. Ацтеки первыми начали выращивать какао-бобы и помидоры.
Были развиты ремёсла, особенно чеканка по золоту. Существовала эффективная система образования. Мужское население обучалось в двух типах школ: для мальчиков из высшего слоя и для мальчиков из простых семей. Образование было обязательным.
Успешно развивалась наука, особенно астрономия. Астрономы разработали точный календарь с/х работ.
Успешно также развивалась архитектура. Недавно был обнаружен храм в Малиналько. Он имел форму традиционной ацтекской пирамиды, но его особенность в том, что он высечен прямо в скале.
В 1980-х гг. в результате землетрясений, земляных работ и раскопок в центре Мехико был открыт Главный храм ацтеков Темпло Майор.

Искусство древней и средневековой Америки

Темпло Майор в современном состоянии
Автор: Lobato62 – собственная работа, из Википедии
Обнаружены также остатки настенной живописи, образцы каменной скульптуры.
До нашего времени дошли яркие декоративные рисунки из перьев, наклеенные на плотную ткань.

Цивилизация майя

Цивилизация ма́йя известна благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам. Начала формироваться в 2000 г. до н. э. Большинство городов майя достигло пика своего развития в классический период (250-900 годы н. э.). К моменту прибытия конкистадоров цивилизация была в глубоком упадке. Территория, на которой происходило развитие цивилизации майя, входит в состав современных государств: Мексика (штаты Чьяпас, Кампече, Юкатан, Кинтана-Роо), Гватемала, Белиз, Сальвадор, Гондурас (западная часть).
Найдено около 1000 городищ культуры майя, около 3000 посёлков. До сих пор не все они раскопаны.
На сегодняшний день на полуострове Юкатан, в том числе в Белизе, Гватемале и Гондурасе живут около 6,1 млн майя.

Искусство майя

Предметы искусства майя были созданы с помощью деревянных и каменных орудий, железо они начали использовать лишь в XI в. н. э. – этому помешало испанское завоевание.
В каждом царстве майя свои традиции искусства. В произведениях искусства отражались представления о могуществе и значительности человека. Присутствует подобие реализма.
Но в основном произведения искусства восхваляли божество майя, мощь и величие царей и элиты. Традиции искусства майя передавались индейцами из поколения в поколение. Но живописное искусство майя было забыто, интерес к нему появился только после открытия фресок Бонампака и Теотиуакана.
Настенные фрески в Бонампаке. Бонампак – открытые в 1946 г. руины города майя, которые стали известны благодаря своим настенным фрескам.

Искусство древней и средневековой Америки

Автор: Photo © 2004 Jacob Rus, из Википедии

Искусство древней и средневековой Америки

«Великая богиня Теотиуакана» (настенная роспись). Теотиуака́н – заброшенный город в 50 км к северо-востоку от Мехико
Автор: Thomas Aleto from Riverside, из Википедии
Архитектура майя была разной в различное время и в различных городах.
Стены зданий у майя обычно были красного цвета. Важной частью зданий был так называемый «майяский свод», делавшийся с помощью сужения потолка.
Постройки создавались с помощью известкового строительного раствора. Известняк растирали до порошкообразного состояния – получался цемент. Он скреплял камни. Застывший цемент покрывали глазурью: кору дерева чоком отмачивали в бочках и полученной смесью намазывали стены – они становились непроницаемы для дождя, а со временем цвет стен становился красно-кирпичным. Таким образом известняк превращался в цемент, который тесно скреплялся с камнями, из которых состояли стены. После того, как цемент застывал, его покрывали глазурью. Для этого брали кору дерева чоком и отмачивали её в бочках, полных воды. Получившейся смесью намазывали стены. После высыхания стены были непроницаемы для дождя, со временем меняя цвет на красно-кирпичный.
«Майяский свод», или «ступенчатый свод» делался с помощью сужения крыши: каждый ряд кладки кирпичей слегка выступал над нижним. Так сужали, пока в потолке не оставалось лишь небольшое отверстие, которое затем закрывали плитой.

Искусство древней и средневековой Америки

Ступенчатая пирамида (Пирамида E-VII в городе Вашактуне)
Со всех сторон к этой пирамиде вели лестницы, окаймлённые балюстрадами и украшенные огромными масками ягуара, сделанными из алебастра. На верхушке пирамиды был храм в виде хижины.
Храмы обычно устанавливались на вершинах пирамид, смысл был в том, что пирамида изображала гору, на горе в пещере, по преданию, находилось жилище предков. В виде пирамиды сооружались и гробницы.
В некоторых городах строились обсерватории в виде круглых или квадратных башен. Внутренние лестницы вели в комнаты для наблюдений.
Дворцы предназначались для знати и жрецов. Все дворцы, кроме дворца в Паленке, имели один этаж. Во дворцах не было окон, часто комнаты в них были расположены по схеме лабиринта.
Строились площадки для игры в мяч.

Искусство древней и средневековой Америки

Руины здания в Тонине
Среди наиболее интересных памятников архитектуры майя – Храм Солнца в Паленке, Храм ягуаров и Храм воинов в Чичен-Ице.

Искусство древней и средневековой Америки

Храм Солнца в Паленке
Живопись цивилизации майя имела исторический и религиозный смысл, а также служила украшением. В основном живопись была настенной. Техника нанесения краски майя точно неизвестна: была ли это техника фрески или техника нанесения темперы на сухую поверхность.
Использовались краски минерального и растительного происхождения. Кроме белого и черного, были синий, оранжевый, красный, сепия, зеленый, голубой, желтый, розовый и цвет кофе.
Известны керамические изделия майя.

Искусство древней и средневековой Америки

Глиняный сосуд VI-IX вв.
Изготавливали фигурки из глины. Почти все были найдены в захоронениях, в основном с острова Хайна, а также из церемониальных центров Петена, из Копана, Паленке, Хонуты, Каминальгую, Ла-Виктории. Портретные статуэтки, видимо, связаны с теми людьми, с которыми они были положены.

Искусство древней и средневековой Америки

Фигурка правителя с острова Хайна
Изготавливались украшения из нефрита, но особенно популярны были предметы из перьев. Перьями обшивались щиты, украшались копья и скипетры, из перьев делали веера, зонтики и балдахины для тронов правителей. Перья вплетались в хлопковые ткани, нашивались на них или наклеивались при помощи клея на деревянную или плетеную основу.

Искусство древней и средневековой Америки

Украшение из нефрита
Майя создали свой календарь, который использовали и другие народы Центральной Америки, создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии. В соответствии с очень сложным календарем майя каждые 20 лет воздвигали каменные стелы с рельефами. На лицевой стороне стелы изображалась фигура божества или правителя. Остальные три стороны покрывались иероглифическими надписями, до сих пор до конца не расшифрованными.

Искусство древней и средневековой Америки

Стела Пьедрас Неграс

Цивилизация инков

Импе́рия и́нков – крупнейшее по площади и численности населения индейское раннеклассовое государство в Южной Америке в XI-XVI вв. Империя включала территории нынешних Перу, Боливии и Эквадора, частично Чили, Аргентины и Колумбии.
В 1533 г. испанские конкистадоры установили контроль над большей частью империи, а в 1572 г. государство инков прекратило своё существование.
Археологические исследования показывают, что многие достижения инков были унаследованы от предшествующих цивилизаций, т.к. к моменту появления инков в Южной Америке существовали другие цивилизации: Моче (культура мочика известна цветной керамикой и ирригационными системами), государство Уари – прообраз империи инков, Чиму с характерной керамикой и архитектурой, Наска, известная по линиям Наска и системами подземных водопроводов, керамикой и др.

Искусство инков

Архитекту́ра и́нков отличается массивностью, прочностью и мастерством кладки, но уступает архитектурным сооружениям майя или ацтеков по роскоши убранства.
Храмы, жилища, крепости сложены из огромных каменных глыб, точно пригнанных друг к другу без раствора.

Искусство древней и средневековой Америки

Кладка в Саксауамане
Между каменными глыбами невозможно протиснуть иглу. Такая кладка не страдала от сейсмической активности.
Наиболее известные памятники архитектуры инков: крепости и города Саксауаман, Мачу-Пикчу, Ольянтайтамбо, Кальис, Пумакарка, Куско и др.

Руины монолитных зданий столицы инков Куско имели мощные каменные стены и тесные внутренние помещения. Большинство зданий было окон и освещалось через двери.

Искусство древней и средневековой Америки

Крепость Саксайуаман
Город-крепость Саксайуаман строилась 80 лет. Монументальные стены из диоритового порфира весили до 200 тонн. Как было возможно их транспортировать? Может быть, у инков были какие-то тайные знания.

Искусство древней и средневековой Америки

Мачу-Пикчу
Автор: Allard Schmidt (The Netherlands) – собственная работа, из Википедии
Уникальным в архитектурном отношении является горный город Мачу-Пикчу, одна из резиденций Пачакути.
В Куско и Кито дома для аристократии были выполнены из тёсаного камня. Горожане жили в зданиях-канча, состоящих из нескольких одноэтажных домов, отапливаемых печью. Вокруг города располагались многочисленные сельские домики с соломенными крышами. Воду в дома доставлял водопровод.
Для искусства инков характерно использование драгоценных металлов.

Искусство древней и средневековой Америки

Храм Солнца в Куско (Храм Кориканча)
Автор: Håkan Svensson (Xauxa) – собственная работа, из Википедии
Храм имел несколько святилищ, украшенных символическими изображениями солнца, луны, радуги и звезд, выполненными из золота, серебра и драгоценных камней.

Искусство древней и средневековой Америки

Деталь потолка храма
Автор: Leon petrosyan – собственная работа, из Википедии
Инки сооружали огромные пирамиды (до 40 м высотой) не для храмов, а для захоронений.
Каменная скульптура почти не получила распространения у инков, если не считать глиняные фигурные сосуды, обычно расписанные яркими красками.
Чаще всего сосуды делали в виде человеческой головы. Это подлинные портреты, в которых очень точно переданы индивидуальные черты людей. Позже появляются сосуды в виде животных, плодов и растений.
Токапу, или Тукапу – роскошное одеяние инков с великолепной отделкой. Так называлось также полотно ручной выделки, цветная накидка женщины и геометрические фигуры, вставленные в рамку внутри квадратов, расположенные отдельно или соединенные полосами вертикально или горизонтально в виде пояса.

Искусство древней и средневековой Америки

Токапу на ткани инков

Искусство древней и средневековой Америки

Токапу на рубахах, плащах, коврах, вазах керо; щиты инков
Автор: «(User:A.Skromnitsky)», из Википедии
Развитие древних культур Америки насильственно прервали испанцы, которые устремились сюда за золотом. Местные цивилизации не устояли перед вооружёнными завоевателями.