Искусство древнего и средневекового Азербайджана

Азербайджанская вышивка

На территории современного Азербайджана обнаружены многочисленные памятники доисторической эпохи и первобытной культуры, бронзового и железного века, античности и Средневековья.

Древнейшие люди обитали на территории современного Азербайджана предположительно в эпоху эоплейстоцена, это была ашёльская культура.

Доисторическая культура

Искусство древнего и средневекового Азербайджана

Наскальные рисунки в Гобустане (Мезолит)
После VI тысячелетия до н. э., в эпоху энеолита, начинается эпоха массового заселения территории Азербайджана.
Стоянки древних людей найдены в Карабахе, Казахе и Нахичевани. В Карабахе ценные находки выявлены в пещерах Азых, Таглар и Зар. В Казахском районе в пещерах Дашсалахлы и Дамджылы, а также на стоянках Шишгузей, Кекилли обнаружены орудия труда и другие материальные остатки.

Искусство древнего и средневекового Азербайджана

Вход в Азыхскую пещеру
В Азыхской пещере найдены кремнёвые орудия, а также орудия из речного камня.

Искусство древнего и средневекового Азербайджана

Кремнёвое орудие труда
12 тыс. лет назад наступил мезолит. В это время появились новые орудия труда, включая лук и стрелы. Люди в этот период начинают одомашнивать животных, заложив основу первобытного скотоводства.
О первобытном искусстве в эпоху мезолита в Азербайджане свидетельствуют сохранившиеся на скалах в Гобустане изображения, отражающие магические, тотемические представления древних людей, их религиозные обряды, сцены охоты на различных диких животных и т. д. Здесь изображены мужчины и женщины, сцены рыболовства, различные дикие животные.

Искусство древнего и средневекового Азербайджана

Изображения быков в Гобустане
В поселениях энеолитического времени (медного века) попадаются редкие медные изделия. В Лейлатепе обнаружены следы литейного дела.

Искусство древнего и средневекового Азербайджана

Костяные бусы (медный век)

Искусство древнего и средневекового Азербайджана

Раскрашенная посуда из Кюльтепе I (Нахичевань)

Искусство древнего и средневекового Азербайджана

Каменная ступа из Кюльтепе I
Медный век в конце IV тысячелетия до. н. э. заменил бронзовый век, который продолжался на территории Азербайджана до II тысячелетия до н. э. Орудия из меди были непрочными и быстро портились. Позже путём прибавления в состав меди олова люди начали получать бронзу, более качественный для употребления металл. В это время матриархат заменился патриархатом.

Искусство древнего и средневекового Азербайджана

Сосуд из Шахтахты. Нахичеванская культура. Середина II тысячелетия до н. э. (Музей истории Азербайджана)

Культура Кавказской Албании

На рубеже н. э. на северо-восточной части нынешнего Азербайджана возникло государство Кавказская Албания со столицей г. Кабала.

Искусство древнего и средневекового Азербайджана

Территория Кавказской Албании до 387 г.
Кавка́зская Алба́ния – древнее государство, возникшее в конце II-середине I веков до н. э. в восточном Закавказье, занимавшее часть территории современных Азербайджана, Грузии и Дагестана. В 387 г. при разделе Армении между Сасанидским Ираном и Римской империей территория Албанского царства была увеличена за счёт передачи ему двух армянских областей Арцах и Утик. В 461 г. самостоятельность Албанского царства была ликвидирована, и Албания стала провинцией (военно-административным округом) в составе Сасанидского государства (до начала VIII в.). Столицами Кавказской Албании в разное время были города Кабала (до VI в.) и Партав.
На рубеже средневековья на северо-востоке современного Азербайджана (левобережье реки Кура) проживали главным образом кавказские албаны, союз племён, по языку относившийся к нахско-дагестанской группе. Они говорили на множестве (не менее 26) языков и с трудом понимали друг друга. С принятием христианства албанцы во многом армянизировались, часть ассимилировалась с грузинами (население междуречья р. Иори и Алазань). В конце античности армянский язык служил для их разноязыких племён «общим языком» на значительной части территории Албании, а в прикаспийских областях таковым выступал иранский; впоследствии албанская знать была армяноязычна, албанская церковь была частью Армянской Апостольской Церкви. В начале IV в. албаны приняли христианство, что было введено туда армянами. Из памятников албанской архитектуры можно отметить базилику в Куме и круглый храм в Ляките. Монументальное раннесредневековое зодчество Албании ориентировалось преимущественно на Армению.

Искусство древнего и средневекового Азербайджана

Церковь в селе Кум V-VI в. (Кахский район)

Искусство древнего и средневекового Азербайджана

Церковь в селе Лекит

Искусство мусульманского периода

В VII в., после арабского завоевания Аррана и Армении, на территории нынешнего Азербайджана начал распространяться ислам, что явилось толчком к развитию мусульманской культуры: строились мечети, минареты, медресе, мавзолеи, развивались орнаментальные формы декоративного искусства.

Искусство древнего и средневекового Азербайджана

Мавзолей Момине хатун в Нахичевани (XII в.)
В IX-X вв. с ослаблением Арабского халифата на территории современного Азербайджана, населённого ираноязычными народами, кочевыми тюркскими племенами, курдами, албанами, армянами, возникло множество небольших государств, в которых складывались свои архитектурно-художественные школы: нахичеванская (отличалась великолепием керамического убранства зданий), ширвано-апшеронская (отличалась контрастом глади каменных стен и пластичной разработки архитектурных элементов).

Искусство древнего и средневекового Азербайджана

Девичья башня (образец ширвано-апшеронской архитектуры)
В XI-начале XIII вв. территория современного Азербайджана находится в составе государства Сельджуков.

Искусство древнего и средневекового Азербайджана

Карта Сельджукского Султаната
В первой четверти XIII в. эти земли были завоеваны монголами. К XIII—XIV вв., к эпохе Кесранидов, относятся круглый замок в Мардакяне.

Искусство древнего и средневекового Азербайджана

Круглая башня в Мардакяне
Судя по надписи на крепости, она сооружена в 1232 г. архитектором Абдулмеджидом ибн Максудом. Высота 16 м, а диаметр 7,6 м. Внутренняя часть разделена сферическими куполами на 3 яруса, в толще стен соединёнными между собой винтовыми лестницами.

Искусство древнего и средневекового Азербайджана

Надпись на башне
Другими произведениями искусства того времени являются Нардаранская крепость, Ханега на реке Пирсагат, «Баиловские камни» (рельефный эпиграфический фриз затонувшего в Бакинской бухте замка XIII в.). К этому же времени восходят различные нахичеванские изделия из металла, расписная керамика Байлакана и Гянджи.

Искусство древнего и средневекового Азербайджана

Нардаранская крепость – замок в посёлке Нардаран. Построен в 1301 г. Высота башни 12,5 м. Она расположена в центре квадратного двора, обнесённого каменными стенами высотой 6 м, имеющего угловые башни с барьером и бойницами.

Искусство древнего и средневекового Азербайджана

Сабаильский замок
Сабаильский замок построен в 1234 г. ширваншахом Фарибурзом III. Расположен на одном из островов Баиловской бухты близ Баку. Впоследствии назывался Сабаильским замком, Шахри Саба, Шахри нау, подводным городом, караван-сараем, баиловскими камнями и т.д.
Замок окутан легендами. До недавнего времени он полностью находился под водой и отстоял от берега на расстоянии около 350 м. В конце 2000-х гг. из воды показались верхние части строения. Археологами извлечены части фриза замка. Со дна моря были подняты 706 плит с изображениями животных, растений и арабскими буквами. Найдены 12 портретных изображений людей, видимо, известных в то время.

Искусство древнего и средневекового Азербайджана

«Баиловские камни» – каменные плиты с высеченными на них рельефными надписями и изображениями (остатки Сабаильского замка)
В XIV-XVI вв. с ростом городов развивается кирпичное и каменное зодчество. Один из образцов – дворец Ширваншахов в Баку.

Искусство древнего и средневекового Азербайджана

Дворец ширваншахов (XV в.). Ширвано-апшеронская архитектурная школа
Традиции местных школ нашли продолжение в башенных мавзолеях монгольского периода XIV в. в Барде и в с. Карабагляр, в 12-гранном шатровом мавзолее в селе Хачин-Дорбатлы (1314), в крепостной архитектуре замка XIV в. в селе Рамана.

Искусство древнего и средневекового Азербайджана

Интересна двухъярусная купольная усыпальница Дири-Баба в городе Мараза (1402).

Искусство миниатюры

Оформление книг и искусство миниатюры в Азербайджане существовало давно. Самыми совершенными образцами этого искусства, дошедшими до настоящего времени, являются «Варга и Гюльша» (начало XIII в., музей «Топкалы», Стамбул), «Джами ат-таварих» Рашид ад-дина (1307 и 1314 гг., музеи Парижа. Лондона, Стамбула).

Искусство древнего и средневекового Азербайджана

Книжная иллюстрация
В XV в. формирование этого искусства как самостоятельной художественной школы (Тебризская школа миниатюры) нашло свое отражение в миниатюрах знаменитой рукописи «Великая Тебризская Шах-Наме», относящейся к 1340 - 1350 гг. Большинство миниатюр создано известными художниками того времени Ахмедом Мусой и Шамседдином. На сегодняшний день известно о 58 миниатюрах данной рукописи.
К началу XV в. искусство Азербайджанской миниатюры становится гораздо более совершенными.

Тебризская школа миниатюры

Тебризская школа миниатюры – школа персидской миниатюрной живописи, зародившаяся в Тебризе и развивавшаяся в этом городе.
Персидский художник Султан Мухаммед. Султан Санджар и старуха. «Хамсе» Низами (1539-1543). Британская библиотека (Лондон)
Тебризская школа миниатюры основана монгольскими ильханами в начале XIV в. и была активна до второй половины XVI в. Стиль представляет собой восточно-азиатские традиции в исламской живописи Миниатюры Тебризской школы создавались и в дальнейшем, в XIV-XV вв.

Но периодом расцвета Тебризской школы считается XVI в., время правления династии Сефевидов. Яркими представителями Тебризской школы в этот период были художники Султан Мухаммед, Ага Мирек, Музаффар Али, Мирза Али, Мир Сеид Али и др.

Искусство древнего и средневекового Азербайджана

Празднование при дворе. Миниатюра из рукописи «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина (Тебриз)
В XVII-XVIII вв., в период ирано-турецких войн и междоусобиц, монументальное строительство значительно сократилось. В XVIII в. был построен украшенный росписями дворец ханов в Шеки.

Искусство древнего и средневекового Азербайджана

Дворец ханов в Шеки

Живопись

В средневековом Азербайджане художники занимались в основном каллиграфией.

Искусство древнего и средневекового Азербайджана

Иллюстрация в рукописи поэмы классика персидской поэзии Низами Гянджеви

Традиционная иллюстрация книг продолжалась и в последующие века.
С XVII по XIX вв. многие азербайджанские художники, пользуясь масляными красками, принимали участие в росписях жилых домов, дворцов, бань. При этом рисовали не только декоративные мотивы, но и исторические: портреты, сцены охоты и сражений. Например, росписи ханского дворца в Шеки.

Искусство древнего и средневекового Азербайджана

Росписи ханского дворца в Шеки

Скульптура

В средние века на территории различных поселений ставились каменные фигуры предков, известные как баба. Повсюду в Азербайджане, в долинах, лесах и горах находились каменные фигуры баранов (символов богатства) и осёдланных лошадей. Надгробия и стены часто украшались рельефной резьбой. «Баиловские камни» (XIII в.) в музее дворца Ширваншахов в Баку с арабскими надписями украшены фигурами людей и животных, что представляет собой пример антропоморфической письменности.

Искусство древнего и средневекового Азербайджана

Каменное изваяние барана из Нахичевани, относящаяся к XVI в. (Музей истории Азербайджана)

Другие виды искусства

В домах богатых горожан в XVIII в. стены покрывались росписями (растительные мотивы, иногда включавшие изображения птиц, зверей, людей). Народное искусство представлено украшенными узорами медной посудой и оружием из села Лагич.
Лагич представляет собой государственный историко-культурный заповедник XV-XIX вв., включённый в международный туристический маршрут «Великий шелковый путь». Это оригинальный памятник средневекового градостроительного и архитектурного искусства с мощёными улицами и площадями, развитой системой канализации и водоснабжения. Возраст местной канализационной системы оценивается примерно в 1000 лет. Все здания выполнены из камня, переложенного деревянными реями.

Искусство древнего и средневекового Азербайджана

Главная улица посёлка – улица Н. Гусейнова
Лагич – один из известных на Кавказе и за его пределами ремесленно-торговых центров, прославившийся со времён Средневековья изготовлением холодного оружия и медной утвари, украшенной гравированным орнаментом.

Искусство древнего и средневекового Азербайджана

Ковёр «Шабалыт бута» (XVIII в.)
Азербайджан издавна славится своими коврами. Разнообразны ворсовые и безворсовые ковры и ковровые изделия куба-ширванского, баку-апшеронского, гянджа-казахского, карабахского типов.
С XVI в. (с образованием государства Сефевидов) искусство азербайджанского ковроткачества достигает беспрецедентного совершенства и принимает характер промышленной индустрии.

Искусство древнего и средневекового Азербайджана

Ковёр «Багчадагюлляр» (карабахская школа)
Со второй половины XVI в. узоры афшан, лечек-турундж и гюльбендлик, которые зародились в Южном Азербайджане, имитировались позднее ковроткачами Северного Азербайджана (Карабах, Баку, Ширван), где местные мастера растительному фону тебризских ковров предпочитали геометрическую форму узора.

Искусство древнего и средневекового Азербайджана

Ковёр «Овчулуг» (ширванская школа)
В XVII в. становятся известными ковры и молитвенные коврики из Казаха, Барды, Мугани и Джебраила, а уже с середины XVIII в. приобретают известность ковры из Шемахи, Шуши и Шеки.

Искусство древнего и средневекового Азербайджана

Сотканный в Южном Азербайджане ковёр Намазлык (коврик для намаза). XVI в.
К этому же времени относятся и ковры малой и продолговатой формы, сотканные в селении Амираджаны близ Баку, которые производились исключительно для экспорта.
Художники-каллиграфы того времени сыграли важную роль в формировании школы азербайджанского орнаментального искусства, оказавшего позднее огромное влияние на искусство Востока и создавшего единый стиль «тебризской школы».

Искусство древнего и средневекового Азербайджана

Современный ковёр с азербайджанским орнаментом
В искусстве Азербайджана развивалась художественная вышивка Шеки и других районов Азербайджана.

Искусство древнего и средневекового Азербайджана

Азербайджанская художественная вышивка