Древнее прибалтийское искусство

Резные часы в стиле барокко церкви Святого Духа в Таллине (1684) К. Аккермана

В далёкой древности балты населяли обширные пространства Центральной и Восточной Европы. 

Помимо современной Литвы и Латвии, они охватывали также Беларусь, северо-западную часть Украины, западные окраины России (юг и юго-запад Псковской, Тверской, Московской областей), Калининградскую область и значительную часть северо-восточного выступа Польши.
Вся занимаемая балтами территория составляла свыше 860 000 км². Во II-I тысячелетии до н. э. балты расселились шире, чем иллирийцы, фракийцы или германцы того времени.
Долгое время балты представляли собой одну из основных этнических групп Восточной Европы в центральной лесной зоне. Современные земли литовцев и латышей – это остатки былых владений, занимающие около 1/6 древней территории балтов.
В то время их земли были едины, в них процветали искусство и торговля. Из приморских племён самыми известными были курши. 

Курши

Древнее прибалтийское искусство

Курши (реконструкция)

Ку́рши (или куро́ны) – западнобалтская народность, жившая в V-XVI вв. на юго-восточном побережье Балтийского моря (территория Западной Латвии и Западной Литвы), а также на крайнем севере Калининградской области ( древняя Скаловия), и давшая название Курляндии (историческая область Латвии).
Куршские земли были завоёваны Ливонским орденом в 1267 г., а сами курши постепенно смешались с другими балтийскими народами, участвуя в этногенезе латышей и литовцев. Одними из прямых потомков куршей являются вымирающий народ Куршской косы: курсениеки, а также Куршские короли Курляндии.
На территории, где проживали курши, известно около 100 городищ, которые обычно находятся в непосредственной близости от воды. Скорее всего, у куршей не существовало храмов, т.к. крестоносцы бы их разрушали, как они делали это в землях западных славян. Вместо храмов у куршей были святые леса, рощи, холмы, поля и реки где не разрешалось рубить деревья, пахать землю и ловить рыбу.
Одним из самых частых украшений были шейные гривны, витые из трёх массивных бронзовых проволок.

Древнее прибалтийское искусство

Шейная гривна
Женщины и мужчины носили ожерелья из бус (из стекла, бронзы и янтаря).
Также курши изготавливали браслеты, декоративные булавки, кольца и фибулы. Браслеты – самое красивое и популярное куршское украшение. Они были лентовидными и спиральными, украшенными звероголовыми концами. Женщины носили даже по 6-10 лентовидных браслетов на одной руке.
Фибула (лат. fibula, скоба) – металлическая застёжка для одежды, одновременно и украшение. Фибулы разнообразных форм были распространены с бронзового века до раннего Средневековья.

Древнее прибалтийское искусство

Плащ застёгнут фибулой
В этот период курши были самыми активными из всех балтийских плмён и превратились в балтийских «викингов». В период правления норвежского короля Харальда Смелого (1045-1066) они совершали постоянные нападения на датчан и викингов, живших на западе.

Древнее прибалтийское искусство

Вольдемарс Вимба «Нападение куршей на Ригу 12 июля 1210 г.»
Курши постоянно нападали на Данию и Швецию, разрушали поселения, увозили церковные колокола и другие предметы.
Торговля и мелкие стычки между балтами и скандинавскими викингами продолжались в течение X-XI вв. Викинги из Швеции, Дании и даже из Исландии нападали на богатые куршские поселения, но и сами страдали от набегов куршей, разорявших их земли. Обоюдные пиратские набеги уравновешивали силы сторон, поэтому в источниках нет упоминаний о длительных военных действиях.

Древнее прибалтийское искусство

Дом знатного курша в Лиелварде (реконструкция)
О бытовой жизни куршей в основном известно из рассказов скандинавов: феодальные замки их состояли из множества домов и амбаров, окруженных оборонительными валами и стенами. Дома строились из толстых бревен, жилые комнаты располагались на первом этаже, были и чердачные помещения, в которые вела внутренняя лестница. Господин спал на специальном ложе, прислуга – на лавках. Обедали в «зале», самой большой комнате в помещении.
Известно около 30 огромных захоронений, расположенных на западе Литвы и западе Латвии. В них обнаружены богатые погребальные атрибуты, изделия из серебра, бронзы и железа. Обычно в могилах феодалов обнаруживали фибулу, кожаный пояс, украшенный бронзовыми и янтарными бусинками, копья, железный боевой топор с широким лезвием и топор с отверстием, железное кресало для высекания огня, серп, железный ключ, бронзовые весы, седло, железные фрагменты уздечки.
В женских могилах находят бронзовые и серебряные украшения.

Искусство и ремёсла

В конце IX в. культура куршей и других балтийских племен переживает период расцвета. В ней появляются новые мотивы, например, изображения змей, голов животных – влияние искусства викингов. Особого совершенства балты достигли в геометрических орнаментах и ювелирных украшениях, отличавшихся большим разнообразием.
Обнаруженные в куршских землях головки булавок отличались разнообразием форм: имели крестовидные, дисковидные концы, спиралевидные головки, лепные или ромбовидные головки, украшенные мелким геометрическим орнаментом в виде треугольника с розеткой в середине.
Самые изящные булавки использовались для поддержки головных уборов женщин. Обнаружены бронзовые или серебряные ожерелия, переплетенные шейные кольца с плоскими перекрученными или седловидными концами и др.

Древнее прибалтийское искусство

После IX в. получили распространение подковообразные фибулы. Самые ранние датируются начиная с VII в., они имеют спиралевидные концы. У других концы утолщенные или расплющенные, с головками мака, животных, звезд и т.д.
Украшенные тканые платки составляли часть национального костюма земгальских и латгальских женщин. Дополнял костюм кожаный пояс, украшенный плашками из бронзы или посеребренного свинца, лентами из бронзовых проволок. Фрагменты одежды из льняных и шерстяных тканей указывают на разнообразную технику ткачества. Тесьма с особым балтийским орнаментом применялась для украшения подолов и краев рукавов. В могилах девочек-подростков X-XI вв. часто находили приспособления для тканья поясов.

Древнее прибалтийское искусство

Реконструкция женского костюма куршей
Особое мастерство отличало украшения для лошадиной упряжи. В своем почитании этого животного балтов можно сравнить только со скифами. Ни в одной другой европейской стране, не входившей в индоевропейскую группу, лошадь не пользовалась таким большим уважением на протяжении веков.
В Литве XII-XIII вв. находят даже специальные кладбища для погребения лошадей. Обычно там хоронили только верховых лошадей воинов. Лошадь считали преданным другом воина, поэтому в полной упряжи ее хоронили вместе с хозяином.
Головная и седельная упряжь выполнялась из кожаных ремней, украшенных свинцовыми посеребренными пластинами с орнаментом из розеток, зигзагов и др. Сбруя иногда украшалась набором золотых плашек с узором в виде головок животных и геометрических фигур. По обе стороны головы лошади или со лба свисали колокольчики или цепочки с бронзовыми или серебряными подвесками. Кожаные ремни соединялись круглыми или крестообразными вставками из бронзы с инкрустацией из посеребренного свинца или железа. Украшали даже хвосты лошадей
Искусство и ремесла достигли особенных высот. Изделия из металла, кожи, стекла, янтаря, керамики изготавливали ремесленники, имевшие свои мастерские в больших городах, в замках феодалов и в деревнях. Ткачество, прядение и вышивание были семейным делом.
Примерно в X в. появился гончарный круг, он вытеснил собой древнюю ручную керамику. Керамику украшали волнистыми и горизонтальными линиями.

Древнее прибалтийское искусство

Керамика древних балтов

Архитектура древних балтов

Почти все раскопанные объекты, относящиеся к X-XIII вв., свидетельствуют о перестройке и усилении укреплений. Возвышаясь над берегами рек, они выглядели несокрушимой твердыней. По верху вала строили деревянные укрепления: высокие стены, частоколы, башни и бревенчатые постройки с отвесными стенами с наружной стороны. В подобных постройках жили воины замкового гарнизона и те, кто ухаживал за животными и посевами.
По углам размещались деревянные или каменные башни. В центре размещались замковые строения. Периодически замки сгорали, и их вновь отстраивали. В исторические времена на их месте возвели прочные кирпичные постройки, что сделало невозможным реконструкцию более ранних деревянных построек.

Древнее прибалтийское искусство
Реконструкция древнего замка

Древнее прибалтийское искусство

Земляные укрепления защищались с одной или с двух сторон реками и ручьями, озерами или болотами. Глубокие рвы заполнялись водой, отделяя замок от внешнего мира. Доступ к нему осуществлялся через единственные ворота с подъемным мостом и опускающейся решеткой. Из исторических описаний известно, что даже во время длительных осад замков балтийские племена умудрялись выживать.
Наиболее значительными из раскопанных на вершинах холмов замков и поселений в Курляндии были Апуоле и Импилтис.

Средневековое искусство Прибалтики

Как мы уже указывали, культурные традиции сближали Прибалтику со странами Северной Европы.

Архитектура

В средние века в Прибалтике строилось много замков. Литовские феодалы для защиты от нападений немецких рыцарских орденов строили замки на удобных для обороны местах: на холмах, среди озер. Один из самых известных – Тракайский замок.

Древнее прибалтийское искусство

Тракайский замок (совр. фото)
Трака́йский замок – самый большой из сохранившихся в Литве старинных замков. Находится в древней резиденции литовских князей – городе Тракай. Был построен в XIV в. литовским князем Гедимином. Замок сочетал функции крепости и дворца. Он представляет собой пример готической архитектуры. Центром архитектурного ансамбля замка является княжеский дворец, окруженный толстой крепостной стеной и находящийся под защитой оборонительных башен. Парадные залы дворца украшают витражи и фрески, главными сюжетами для которых служили сцены из жизни великих князей.
Приняв христианство, литовцы начали строить монументальные культовые здания: это, к примеру, Церковь бернардинцев (1525) с мощными гладкими стенами, массивными опорными столбами и узкими окнами, напоминающая крепость.

Древнее прибалтийское искусство

 

Рядом с ней находится костел святой Анны (середина XVI в.), уцелевший в своем первоначальном виде. Это изящное здание с большими окнами со стрельчатыми арками и нарядным фасадом, украшенным архитектурными узорами. Костел построен из красного кирпича 33 разных форм. Это лучший памятник готического зодчества в Вильнюсе.
Многие средневековые постройки Риги были разрушены в годы Великой Отечественной войны. Но в старых кварталах города можно встретить памятники старины.

Древнее прибалтийское искусство

Пороховая башня в Риге была частью крепостных стен Рижского замка (XIII - XVI вв.) – центра Ливонского ордена. В средневековый период башня охраняла город с севера, представляла собой стратегически важный пункт обороны.

Древнее прибалтийское искусство

Домский собор в Риге (XIII в.) – известное средневековое сооружение. Это кафедральный собор города Риги и его символ. Является крупнейшим средневековым храмом стран Балтии. Собор был основан 25 июля 1211 г., в День святого Якоба. Строительство затянулось до второй половины XIII в. и в общих чертах было завершено только в 1270 г. Первоначальное здание Домского собора являлось примером переходного стиля – от романского к «северной готике». Главной достопримечательностью Домского собора является его орга́н, установленный в 1883-1884 гг. вместо прежнего инструмента конца XVI в.

Древнее прибалтийское искусство

Замечательным произведением готической архитектуры в Риге является церковь святого Петра. Это древнейшее культовое сооружение города, впервые упоминается в хрониках 1209 г. Церковь знаменита своим оригинальным шпилем (общая высота башни церкви 123,5 м, из которых 64,5 м приходится на шпиль).

Древнее прибалтийское искусство

Шпиль церкви украшен фигурой петушка, который выполняет роль флюгера.

Древнее прибалтийское искусство

Интерьер церкви св. Петра
При церкви действовала одна из старейших школ города. Строился храм в характерном для Северной Европы сдержанно-готическом стиле. Часы на башне впервые появились в 1352 г.
Благосостояние Риги как портового города основывалось на торговле, поэтому купечество играло важную роль в общественной жизни. Купцы объединялись в гильдии. На Ратушной площади стояли здания Большой и Малой гильдий.

Древнее прибалтийское искусство

Здание большой гильдии
Большая гильдия – купеческая организация, образованная в Риге в 1354 г.

Древнее прибалтийское искусство

Здание Малой гильдии (современное)
Малая гильдия – организация рижских ремесленников. Эта первая рижская гильдия, объединившая всех горожан немецкой национальности, была основана в 1226 г. Первое здание будущей Малой гильдии было построено не позже 1210 г. Современное строение датируется серединой XIX в.

Древнее прибалтийское искусство

Здание церкви св. Иоанна в Риге (XIII в.)
В Таллине можно почувствовать себя жителями настоящего средневекового города. Старый Таллин – это уникальный по своей цельности архитектурный ансамбль.
Вышгород в Таллине – часть Старого Города. Расположена на возвышенности, отсюда и его название – Вышгород.

Древнее прибалтийское искусство

Панорама Вышгорода
В Средневековье Вышгород делился на Большое городище, Малое городище и прилегающие территории. В XII-XIV вв. в Вышгороде был построен замок Тоомпеа.

Древнее прибалтийское искусство

Замок Тоомпеа
Это средневековая крепость на холме Тоомпеа в центре Таллина. Она была заложена датским королём Вальдемаром II после победы в битве при Линданисе (1219) на высоте 50 м над уровнем моря.

Древнее прибалтийское искусство

Над замком возвышается 48-метровая башня «Длинный Герман», возведённая в 1360-1370 гг. Флаг на вершине «Длинного Германа» является одним из символов Эстонии.
Первая часть башни была построена в 1360-70 гг. Она была перестроена (высота увеличена до 45,6 м) в XVI в. К вершине башни ведёт лестница из 215 ступенек.
В перестроенном замке Тоомпеа расположен парламент Эстонии Рийгикогу.
В Вышгороде находится один из старейших храмов Таллина – Домский собор.

Древнее прибалтийское искусство

Домский собор
Ранее на этом месте находилась деревянная церковь. Согласно предположению историков, она была построена в 1219 г. Башня собора относится к эпохе барокко, а его часовни-пристройки – к более поздним архитектурным стилям. Внутри храма находятся захоронения XIII-XIX вв., а также 107 дворянских гербов и эпитафии, посвящённые известным людям того времени (XIII-XX вв.).
Большое впечатление производят оборонные сооружения вокруг Старого города, например, Толстая Маргарита.

Древнее прибалтийское искусство

Толстая Маргарита – башня Таллинской городской стены, находящаяся в конце улицы Пикк.
Орудийную башню со 155 бойницами построили в начале XVI в. перед Большими морскими воротами. Своё название она получила за внушительные размеры: 25 м в диаметре и 20 м в высоту. Это название башня получила в 1842 г., раньше её называли просто Новой башней.
В художественно-стилистическом отношении средневековое искусство Эстонии входило в семью культур Западной, Центральной и Северной Европы, развитие которых протекало в романо-готических формах. Особое значение имела тесная связь Таллина и других городов Эстонии с Ганзейским союзом. На формирование средневекового искусства Эстонии особое влияние оказала архитектура земли Рейн-Вестфалия и острова Готланда; сказывалось и соприкосновение с высокоразвитой русской культурой близких соседей – Пскова и Новгорода.

Скульптура

Средневековая скульптура была главным образом церковной: кафедры, алтари, хоры и т. п., а также надгробные памятники. Реформация, войны, пожары уничтожили многие произведения изобразительного искусства той эпохи, но в Таллине всё-таки сохранилось немало памятников скульптуры. Например, резные деревянные скамьи членов магистрата XIV и XV вв., находящиеся в ратуше, надгробные плиты, которые можно увидеть в Домском соборе (начало XVI в.). Великолепные образцы средневековой скульптуры — огромный деревянный многофигурный алтарь церкви Нигулисте (1482).

Древнее прибалтийское искусство

Древнее прибалтийское искусство

В средние века церковь Нигулисте была одной из двух приходских церквей Таллинна и относилась к числу важнейших храмов города. В середине XVI в. в Нигулисте установили скамьи для прихожан, выполненные в стиле ренессанс, на которых были представлены герои Ветхого и Нового заветов. В середине XVII в. для церковной общины заказали галерею. В 1624 г. храму была пожертвована кафедра с изображением сцен из жизни Христа, одна из самых впечатляющих на территории Эстонии.

Древнее прибалтийское искусство

Алтарь Домского собора работы К. Аккермана
Кристиан Аккерман – один из самых выдающихся мастеров барокко на территории Эстонии. Оказал большое влияние на искусство барокковой скульптуры Центральной и Северо-Восточной Европы, в частности, развитие акантового орнамента.
В 1686 г. он создал кафедру и алтарь (1696) таллинского Домского собора. В мастерской Кристиана Аккермана выполнено и большинство из 107 эпитафий, украшающих собор, все они свидетельствуют о том, что он мастерски исполнял орнаменты с мотивами аканта. Ака́нт – характерный рисунок украшений капителей, характерен также для декора фризов и карнизов.

Древнее прибалтийское искусство

Акантовый орнамент капители

Древнее прибалтийское искусство
Резные часы в стиле барокко церкви Святого Духа в Таллине (1684) К. Аккермана
В средневековом искусство Латвии скульптура и живопись занимали заметное место, но до XVII в. так же, как и в Эстонии, скульптура была в основном церковной. Много произведений церковного искусства погибло во время Реформации (XVI в.). Местная скульптурная школа основывалась на деревянной скульптуре.
Из дошедших до наших дней памятников наибольший интерес представляют выполненные на капителях колонн монастырской части Домской церкви выразительные рельефные головы местных жителей – ливов, а также голландских мастеров; вероятно, это изображения строителей церкви. К наиболее ранним памятникам скульптуры принадлежит также каменное распятие, созданное в начале XV в. Скульптура носит типичный для готики характер: чрезмерно удлиненные пропорции тела, маленькая голова.

Живопись

Ранних памятников средневековой прибалтийской живописи сохранилось еще меньше, чем скульптуры. Как правило, дошли они до нас в отдельных фрагментах. Например, при ремонте и реставрации Домского собора в Таллине в 1895-1897 гг. были открыты три созданные в начале XIV в. слабо различимые стенные росписи на библейские сюжеты.

Древнее прибалтийское искусство

Витражи Домского собора (Таллин)
Интересное произведение средневекового Таллина – картина «Пляска смерти». На протяжении веков эта картина находилась в Таллинской церкви Нигулисте, а сейчас экспонируется в Государственном Художественном музее Эстонии во дворце Кадриорг.
Картину написал мастер второй половины XV в. и начала XVI в. Бернт Нотке. «Пляска смерти» напоминает о бренности всего земного и о неизбежности смерти. Картина выполнена в смешанной технике темперной и масляной живописи на холстяной основе. Ранее композиция состояла из 48-50 фигур. В настоящее время в ней сохранились лишь начальные 13 фигур.

Древнее прибалтийское искусство

Древнее прибалтийское искусство

Б. Нотке «Пляска смерти»
В начале картины мы видим проповедника на кафедре и играющий рядом с ним на волынке скелет, который символизирует Смерть. Смерть сопровождает хоровод, в который вовлекается все живое. Живые фигуры сменяются скелетами в саванах. Сначала Смерть ведёт римского папу, затем – императора, императрицу, кардинала, короля... Смерть на картине выглядит очень самоуверенно.
Готическая архитектура в Прибалтике сохраняла большие плоскости стены, поэтому была возможность заполнять их настенной живописью. Остатки более ранних живописных орнаментальных украшений найдены в церквах св. Иоанна и св. Якова в Риге, в церкви св. Екатерины в Кулдиге и др.).

Древнее прибалтийское искусство

Картина на балконе церкви св. Иоанна «Путь Христа»

Древнее прибалтийское искусство

Витражи церкви св. Иоанна