Древнее и средневековое искусство Армении

Монастырь Хор Вирап у подножия горы Арарат

Первые следы человеческой культуры на территории Закавказья относятся к эпохе нижнего палеолита (около 2,6 млн лет назад-100 тыс. лет назад).

Первые известные памятники изобразительных искусств и архитектуры в Закавказье относятся ко времени перехода общества к земледелию и скотоводству, когда появились орудии из меди и бронзы (3-2 тысячелетия до н.э.).

Древняя Армения

Древнее и средневековое искусство Армении

Самым ранним архитектурным сооружением являются жилища древнего Шенгавитского поселения близ Еревана, относящиеся к середине 3 тысячелетия до н.э.
Площадь Шенгавитского поселения около 4000 м². Оно было укреплено мощной каменной стеной с башнями; найден подземный ход к реке. Открыты круглые в плане дома (диаметр до 7 м) с примыкающими к ним прямоугольными сооружениями из сырцового кирпича на каменных фундаментах. Обнаружены каменные зернотёрки, песты, ступки, остатки колосков пшеницы и ячменя различных видов, кости домашних животных, свидетельствующие о развитом земледелии и скотоводстве. Найдены бронзовые изделия, керамика чернолощёная разнообразных форм.

Древнее и средневековое искусство Армении

Раскопаны погребения эпохи ранней бронзы, часть – с золотыми украшениями.

Древнейшие скульптурные изображения – глиняные очажные подставки в форме быков. В поселении Кюль-тапа в Армении найдены небольшие фигурки быков, барана, собаки, птицы, сделанные из глины и сохранившие следы красной краски, которой намечены глаза и другие детали. Сохранились и человеческие статуэтки, схематические и плоские, преимущественно изображающие женщин. Рельефная орнаментация крупными спиралями и концентрическими кругами украшает сосуды.
В IX-VI вв. до н. э. на территории Армянского нагорья развивалась высокая цивилизация государства Урарту. Полиэтническое население Урарту – протоармянские племена. Они оставили богатое культурное наследие, продолжением которого является культура армянского народа.

Искусство Урарту

Искусство государства Урарту испытало сильное влияние Ассирии, ведущей державы того периода. Расцвет урартского искусства пришёлся на VIII в. до н. э. в период наибольшего возвышения Урарту. До наших дней дошли бронзовые статуэтки, ювелирные украшения, оружие и прочие изделия ремесленников Урарту.

Древнее и средневековое искусство Армении
Бронзовая статуэтка богини Арубаини, супруги бога Халди
Сохранились части трона урартских царей. Они были изготовлены из бронзы «литьём по выплавляемой модели»: каждая деталь индивидуально изготавливается сначала из воска, потом обволакивается огнеупорной формой, а затем воск выжигается расплавленным металлом. Позолота наносилась с помощью простого обёртывания фигурок в тонкие золотые пластины.

Древнее и средневековое искусство Армении

Часть трона: урартское крылатое божество, бронза (Эрмитаж, Петербург)
Более многочисленными сохранившимися предметами урартского искусства являются бронзовые фигурки для украшения парадных медных котлов. Как предполагают, они использовались в ритуальных жертвоприношениях.

Древнее и средневековое искусство Армении

Котёл с фигурками быков
К урартскому искусству относятся и предметы оружия, принадлежащие урартским царям: шлемы, мечи, колчаны, щиты и кольчуги. На таких предметах изображались ближневосточные мотивы: львы и быки, змеи, крылатые божества, почитание дерева жизни.

Древнее и средневековое искусство Армении

Древний урартский шлем

Древнее и средневековое искусство Армении

Колчан, принадлежавший Сардури II (Эрмитаж, Петербург)
Ювелирные изделия Урарту делят на две категории: 1) из драгоценных металлов и камней (для знати); 2) упрощённые варианты этих изделий из бронзы (для более низких слоёв урартского общества).
Среди мелких ювелирных изделий урартского производства, обнаруженных при археологических раскопках, встречаются золотые и серебряные булавки, золотые серьги, остатки золотого браслета и несколько медальонов. Женские украшения часто изображают урартскую богиню Арубаини, супругу верховного бога Урарту – Халди.
Среди «народных» ювелирных изделий были распространены браслеты и серьги из бронзы, сердоликовые бусы и прочее. В Урарту украшения носили женщины и мужчины.

Древнее и средневековое искусство Армении

Серебряное женское украшение (пектораль) с изображением бога Халди (на троне) и его супруги, урартской богини Арубаини (Музей Берлина)

Древнее и средневековое искусство Армении

Урартские сердоликовые бусы
Урартские мастера умели работать с керамикой, деревом и костью.

Древнее и средневековое искусство Армении

Урартский канделябр, обнаруженный при раскопках в Топрах-кале. (Деревянные вставки современные, костяные и бронзовые – оригинальные)

Древнее и средневековое искусство Армении

Эребуни – древний город государства Урарту, развалины которого расположены на холме Арин-Берд в Ереване. Эребуни был основан царём Урарту Аргишти I в 782 г. до н. э. в качестве опорного пункта для закрепления урартов в Араратской долине.
Возможно, благодаря тому, что урарты оставили Эребуни без боя, именно в этом городе лучше всего сохранились монументальные внутренние росписи стен, следы которых были обнаружены археологами почти во всех урартских городах.

Древнее и средневековое искусство Армении

Фреска храма Эребуни

Архитектура Урарту

Урартское зодчество представлено городами-крепостями и дворцовыми комплексами, храмами. Города-крепости Эребуни или Тушпа являлись архитектурными комплексами с культовыми и хозяйственными помещениями. В строительстве использовался сырой кирпич или камень. Некоторые урартские города строились по архитектурному плану, для них характерны параллельны улицы и многоуровневая оборонительная система.

Древнее и средневековое искусство Армении

Цитадель урартских царей на Ванской скале в Тушпе (столице Урарту)

Древнее и средневековое искусство Армении

Сохранившаяся стена крепости
Урартские крепости обычно располагались в труднодоступных местах: на вершинах скал, холмов или в местах, защищённых водными преградами. Основания крепостных стен делались до 3 м толщиной и часто имели циклопическую каменную кладку с камнями, достигающими размеров 6×0,8×0,8 м.
Некоторые крепости сооружались небольшими и служили исключительно для военных целей, некоторые включали в себя крупные поселения и укреплённую цитадель. Большое внимание уделялось подаче в крепость пресной воды.
Урартские поселения были тщательно и централизованно спланированы. Крепостные стены, а также стены других сооружений строились по выверенным прямым линиям. Многие внутренние постройки, жилые и хозяйственные, в целях экономии материалов имели общие стены.
После завоевания мидийцами территории Урарту на Армянском нагорье наступает продолжительный культурный спад.

Искусство Армении в период с VI в. до н. э. до V в. н. э.

В VI в. до н. э. завершается формирование армянской народности. Среди художественных произведений VI-III вв. до н. э. высоким уровнем обработки выделяются высокохудожественные изделия из металла. В древней столице Армении Армавире были обнаружены золотые ювелирные изделия эпохи Ервандидов. С IV в. до н. э. на территории Армении начинает развиваться эллинистическая культура, появляются новые города, в которых развиваются ремесла и искусство.
Во II в. до н. э. восстанавливается армянская государственность и создаётся царство Великая Армения. Культура этого периода развивается в русле эллинизма. Развитие эллинистической культуры поощрялось вначале царем Арташесом I, а затем и Тиграном Великим. Сохранились чеканные чаши из ритоны и серебра, мозаики, терракотовые изделия, фрагменты скульптурного искусства. Известно, что во время кратковременного похода Марка Антония на Армению римляне увезли из Арташата золотую статую богини Анаит. Ещё в II-I вв. до н. э. древние армяне владели техникой стеклоделия.

Древнее и средневековое искусство Армении

Храм Гарни – единственный сохранившийся на территории Армении памятник, относящийся к эпохе язычества и эллинизма
Во время археологических раскопок в крепости Гарни около языческого храма I в. н. э. были обнаружены руины терм I-III в. н. э., пол которых был украшен хорошо сохранившейся мозаикой с изображениями языческих богов и других мифологических существ с греческой надписью: «Мы потрудились, но нам не заплатили».

Древнее и средневековое искусство Армении

Устройство пола в бане (термы)
Фрагмент мозаики из терм в Гарни
В 301 г. Армения приняла христианство в качестве государственной религии, искусство получило новое идейное содержание, воспринятое из центров христианского Востока.

Искусство средневековой Армении

Живопись

Сохранились образцы армянской фресковой живописи середины V в. – фрагменты фресок из церкви Погос-Петрос в Ереване и Касахской базилики. К VII в. относятся церкви Лмбатаванк, Аручаванк, также традиционно расписанные фресками.

Древнее и средневековое искусство Армении

Церковь в Аручаванке, построенная в середине VII в. В настоящее время храм находится в полуразрушенном состоянии. Двери и купол отсутствуют
От армянской средневековой монументальной живописи X-XI вв. сохранились лишь фресковые фрагменты.
Сохранившийся до наших дней фрагмент фресок Татевском монастыря в Сюнике относится примерно к 930 г. Есть сохранившиеся средневековые фрески и в других храмах Армении. Например, частично сохранились фрески в кафедральном соборе, построенном в 1001 г. в средневековой столице Армении городе Ани, а также в церкви Сурб Хач (Святого Креста) (915-921 гг.) на острове Ахтамар.

Древнее и средневековое искусство Армении

Фрески в церкви Святого Креста в Ахтамаре (915-921 гг.)

Скульптура

Армянская раннесредневековая скульптура представлена каменными стелами, орнаментальными и сюжетными рельефами IV-V вв.

Древнее и средневековое искусство Армении

Двухметровая статуя царя Армении Гагика I (умер в 1020 г.), найденная при раскопках в Ани. На руках статуи находился макет церкви
Шедевром архитектуры и изобразительного искусства этой эпохи становиться храм Звартноц.

Древнее и средневековое искусство Армении

Звартноц, объект всемирного наследия ЮНЕСКО
Построен при католикосе Нерсесе III Строителе (640-650 гг.). В X в. храм из-за слабости узлов опор второго яруса обвалился во время землетрясения. Руины Звартноца открыты раскопками в 1901-1907 гг. К настоящему времени почти целиком реконструирован первый ярус.

Древнее и средневековое искусство Армении

Скульптурные рельефы собора Звартноц

Древнее и средневековое искусство Армении

Рельефные скульптуры на церкви Сурб Хач (Святого Креста), Ахтамар (910-920 гг.)

Миниатюрная живопись

Миниатюрная живопись представляла собой чаще всего иллюстрации книг. Чаще всего иллюстрировались Евангелия, реже – Библия. Первые иллюстрированные Евангелия создавались со времени их перевода на армянский язык, еще в V в. Древнейшие сохранившиеся армянские миниатюры относятся к VI-VII вв.

Древнее и средневековое искусство Армении

Поклонение волхвов. Миниатюра из «Эчмиадзинского Евангелия». VI-VII вв.

Вплоть до первой половины XI в. миниатюры размещались в начале рукописей. Миниатюры этого периода линейные, выполнены несколькими «акварельными» оттенками, простыми «тесьмами». Евангелисты изображены стоящими (две или четыре фигуры). Каждое Евангелие начинается с изображения евангелиста.
Шедевром армянской миниатюры XII в. считается «Нарек» 1173 г. с четырьмя портретами Григора Нарекаци (армянский поэт, философ и богослов, представитель раннеармянского Возрождения. Католической церковью считается одним из тридцати шести «Учителей церкви»).

Древнее и средневековое искусство Армении

Григор Мличеци «Портрет Григора Нарекаци» (1173 г.)

Древнее и средневековое искусство Армении

Миниатюра (1260 г.)

Декоративно-прикладное искусство

Представлено керамикой: поливной керамикой с росписью и гравировкой, неполивной с углублённым и рельефным орнаментом, расписанными фаянсовыми сосудами. Основные центры керамического производства располагались в городах Ани и Двин.
Сохранились вышивки XIV в., металлические художественные изделия (чеканки, в основном предметы церковного назначения). Сохранилось также значительное количество серебряных и золотых окладов рукописных книг (например, оклад Евангелия киликийской работы 1255 г.).

Древнее и средневековое искусство Армении

Оклад Евангелия. XV в. Татев (Золотая кладовая Эчмиадзинского Католикосата)
Известны художественные образцы резьбы по дереву, наиболее ранние примеры которой относятся к X в..
В Средневековье церкви и храмы украшались также мозаиками. Некоторые фрагменты раннехристианских мозаик обнаружены в соборах Эчмиадзина, Звартноца и Двина.

Древнее и средневековое искусство Армении

Карабахский ковёр «Гоар» с тканной надписью на армянском языке (1700 г.)
Наиболее ранние полностью сохранившиеся ковры – вишапагорги (ковры с драконами).

Архитектура

Христианство воплотило в жизнь новую архитектуру религиозных сооружений, которая изначально питалась традициями античной архитектуры. Церкви IV-V вв. в основном являются базиликами (тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов, т.е. прямоугольных помещений).

Древнее и средневековое искусство Армении

Ереруйкская базилика (V в.)
С V в. базилики начинают сменяться купольными церквями с разными архитектурными выражениями. К концу VI-началу VII в. относится один из наиболее совершенных памятников армянской раннесредневековой архитектуры – церковь Мастара. Это вариант крестово-купольного храма, центрическое здание с широким куполом (диаметр 11,2 м).

Древнее и средневековое искусство Армении

Церковь Святого Иоанна Крестителя (Мастара)
Во второй половине VII в. создается многоалтарный тип церквей.
Архитектура светских зданий развивалась самостоятельно. Разные типы светских зданий представлены обнаруженными в Двине жилыми домами, общественными и другими зданиями.
Монументальные памятники VI-VII вв. хачкары (вид армянских архитектурных памятников и святынь, представляющий собой каменную стелу с резным изображением креста. Произошёл от армянских корней «хач» – «крест», и «кар» – «камень») приходят на смену деревянным крестам, которые были распространены в Армении в первые периоды христианства.

Древнее и средневековое искусство Армении

Хачкар мастера Погоса в Гошаванке (1291 г.)
Памятники мозаичного искусства этого времени обнаружены в соборах. Например, полностью сохранилась мозаика VI в. в армянской церкви св. Иакова в Иерусалиме (с армянскими надписями). Обнаружены раннесредневековые фрески.

Древнее и средневековое искусство Армении

Церковь Святой Богородицы. Воскепар (VII в.)
В начале VIII в. в связи с арабскими нашествиями строительство в Армении переживает некоторый упадок. Сооружения строились в отдельных княжеских владениях, развивалась светская архитектура. В 885 г., после восстановления армянской государственности, архитектура Армении переживает новое возрождение.

Древнее и средневековое искусство Армении

Церковь Святого Креста. Ахтамар (915-921 гг.)
Наряду с монастырскими постройками интенсивно застраивались и благоустраивались города. Получили развитие общественно-коммунальные здания: караван-сараи, бани, производственные и инженерные сооружения: водяные мельницы, оросительные каналы, дороги и др.
Новый подъём армянской архитектуры начинается с последней четверти XII в. при правлении Закарянов. Архитектура этого периода отличается новыми стилевыми особенностями. Церковные комплексы с XIII в. начинают расширяться новыми сооружениями. Среди наиболее крупных и известных архитектурных памятников начала XIII в.: Аричаванк (1201), Макараванк (1205), Тегер (1213-1232), Дадиванк, (1214), Гегард (1215), Сагмосаванк (1215-1235), Ованаванк (1216), Гандзасар (1216-1238) и др. Элементами построения церковных ансамблей являлись гавиты-мавзолеи, библиотеки, колокольни, трапезные, водоемы и прочие мемориальные здания.

Древнее и средневековое искусство Армении

Аричаванк – армянский средневековый монастырский комплекс XIII в.

Древнее и средневековое искусство Армении

Гошаванк (1191-1196 гг.)

Древнее и средневековое искусство Армении

Ованаванк (1216 г.)
Со второй половины XIV в. для армянской архитектуры начинается трудная эпоха. Из-за политического и экономического упадка строительство в стране развивается медленно. В XV-XVI вв. в Армении не строятся крупные монументальные здания. В это время армянские архитекторы играли значительную роль в развитии османской архитектуры.
Но со второй половины XVII в. после трёхвекового перерыва создаются условия для развития национальной архитектуры.

Древнее и средневековое искусство Армении

Хор Вирап (1661 г.)
Хор Вира́п – армянский монастырь, находящийся близ границы с Турцией, у подножия горы Арарат. Монастырь известен своим местоположением у подножья библейской горы Арарат, на которой, согласно преданию, оказался Ной на ковчеге после Всемирного потопа.