Вьетнамское древнее и средневековое искусство

Храмовый комплекс Мишон

Древнее искусство Вьетнама отличалось богатством и своеобразием форм, самобытностью художественного языка. 

Вьетнамские земли в древности населяли тямы (чамы), основатели более позднего царства Тямп (Чам).

Вьетнамское древнее и средневековое искусство

Скульптура королевства Тямп
О происхождении тямов пока нет достоверных сведений. Существуют только гипотезы. Тямы в основном исповедовали индуизм, в культурном плане они были также более приближены к Индии. По языку они близки малайцам, индонезийцам, австронезийским народам Тайваня и другим австронезийским народам. Предполагают, что тямы связаны с культурой Са-Хюинь (Сахюинь), существовавшей на территории Вьетнама и Лаоса в 1000-200 гг. до н. э. 

Культура Сахюинь

Вьетнамское древнее и средневековое искусство

Керамическая чашка культуры Сахюинь
Это археологическая культура, существовавшая в центральной и южной частях Вьетнама в период 1000 г. до н. э.-200 г. н. э.
Памятники этой культуры изобилуют железными артефактами: топоры, мечи, наконечники копий, ножи и серпы. Люди культуры Сахюинь кремировали умерших взрослых и хоронили их в керамических сосудах, накрытых крышкой.

Вьетнамское древнее и средневековое искусство

Коллекция ювелирных изделий культуры Сахюинь
Для культуры также типичны уникальные ушные украшения с изображением двухголовых животных, изготовленных из нефрита или из стекла. Культура Сахюинь торговала бусами из стекла, сердолика, агата, оливина, циркона, золота и граната.
В поселениях этой культуры обнаружены бронзовые зеркала стиля династии Хань.
Этот народ сохранился до наших дней. Сейчас их насчитывается около 500 тыс. чел., проживающих во Вьетнаме, Камбодже, Лаосе, Малайзии и в других странах.
Другим представителем древнего Вьетнама был народы вьеты. Вьеты жили в основном на севере страны, но постепенно они начали продвигаться на юг и вытеснять тямов. В результате тямы и вьеты объединились и образовали государство Вьетнам.

Художественная культура древнего Вьетнама

Первые памятники развитой художественной культуры на территории Вьетнама относятся к началу нашей эры. Эта культура была связана с древней индонезийской и китайской цивилизацией.

Вьетнамское древнее и средневековое искусство

Бронзовый барабан
На это указывают отдельные предметы: например, бронзовые барабаны, украшенные резьбой, кирпичные гробницы с разнообразной утварью (близость к китайскому искусству периода династии Хань).

Вьетнамское древнее и средневековое искусство

В центральной части и на юге страны сохранились развалины древних храмов VIII-X вв., которые называются каланами. Они обращают внимание исследователей высокой техникой кладки. Древние храмы во Вьетнаме строились из огромных кирпичей и каменных блоков.

Вьетнамское древнее и средневековое искусство

 

Храмы имели вид башен, украшенных снаружи богатой лепкой, статуями божеств и изображениями различных мифологических сцен.
С массивной архитектурой храмов сочетались скульптуры, высеченные из цельных каменных глыб.

Вьетнамское древнее и средневековое искусство

 

Скульптуры часто изображали фигуры танцовщиц или статуи божеств. Особенно изящны скульптурные изображения животных.

Вьетнамское древнее и средневековое искусство

К числу замечательных скульптурных памятников северного Вьетнама принадлежит деревянная статуя мудреца Тует Шона, хранящаяся в пагоде Тай-Фыонг. Она относится к XV в. и изображает человека, погруженного в размышления.
В архитектуре раннего периода очевидно большое влияние индийского искусства, которое проникло во Вьетнам через Камбоджу.

Расцвет древнего вьетнамского искусства

В XI-XIII вв. (время правления династии Ли) вьетнамское искусство переживало период расцвета. В это время сооружались дворцы и храмы, которые богато украшались живописью и скульптурой.
Строились высокие многоярусные башни – ступы. Сту́па – буддийское архитектурно-скульптурное культовое сооружение, имеющее полусферические очертания. Первоначально представляла собой реликварий (вместилище для хранения ценных реликвий), затем стала памятником, возводившимся в честь какого-то события. Исторически восходит к могильным курганам, сооружавшимся для погребения царей или вождей.
Возводились обширные архитектурные ансамбли, которые состояли из различных по форме деревянных построек с изогнутыми по краям плоскими крышами. Постройки чередовались с прудами и садами.

Вьетнамское древнее и средневековое искусство

Храм Литературы – комплекс пагод с парком. Был основан в 1070 г. императором Ли Тхань Тонгом в Тханглонге и посвящён Конфуцию. На его территории в 1076 г. был учреждён первый вьетнамский университет для обучения сыновей чиновников.

Вьетнамское древнее и средневековое искусство

К этому времени относится сооружение в Ханое замечательного деревянной пагоды Дьен-Бо (Мот-Кот). Легкое деревянное здание держится всего лишь на одной-единственной массивной каменной колонне, стоящей посреди небольшого квадратного водоёма.
А теперь поговорим об отдельных видах изобразительного искусства Вьетнама и архитектуре.

Архитектура

Как мы уже отметили, древние исторические памятники относятся к архитектурным сооружениям тямов. В основном это башнеобразные храмы (каланы). Каланы представляют собой массивные строения, имеющие квадратное внутреннее помещение, снаружи богато декорированные ажурной резьбой, голерьефами, барельефами, гравировкой и скульптурой. Со временем каланы стали украшать небольшими башенками, повторяющими общий вид всего здания в миниатюре.

Вьетнамское древнее и средневековое искусство

Калан в Донг-Дуонге
Наряду с каланом в архитектуре тямов данного периода встречается тип вытянутого здания, крытого черепицей, с большим сквозным трехнефным внутренним залом. Один из лучших образцов подобного тина находится в Ми-Соне Мишон). В нём особенным богатством декора отличаются боковые фасады.

Вьетнамское древнее и средневековое искусство

Храмовый комплекс Мишон

Вьетнамское древнее и средневековое искусство

В культуре вьетов преобладали китайские особенности – храмы, посвященные Конфуцию с большим количеством павильонов, дворов и бассейнов.
На смену тямским храмам пришли буддийские и таоийские культовые храмы и башни ступы. Они состояли из нескольких десятков ярусов и располагались на высоком пьедестале. Декоративный орнамент в основном состоял из изображений драконов, цветков лотоса и миниатюрных копий башни-ступы.

Вьетнамское древнее и средневековое искусство

Драконы
Драконы у вьетнамцев символизируют мир и спокойствие.
Кроме драконов, у вьетнамцев существует ещё 7 мифических существ: единорог, феникс, черепаха, карп, тигр либо лев, летучая мышь и журавль. Их образы используют в скульптуре, резьбе, живописи и других видах прикладного искусства. Каждое из них несет особый смысл, а в сочетании с различными предметами обозначает различные пожелания.
У вьетнамцев также 4 символических растения: цветок персика, орхидея, хризантема, бамбук; символические плоды: персик, слива, гранат, груша, апельсин, виноград, круглая тыква. Их изображения часто используют в декоративном искусстве.
Начиная с X в. государство тямов терпит серьезное давление от наступающих с севера аннамитов (вьетов). В скульптуре и архитектуре этого периода проявляются черты постепенно развивающегося упадка.

Скульптура

Скульптура во Вьетнаме тесно связана с архитектурой, она является декоративным украшением зданий. Популярны скульптурные изображения людей, танцовщиц и музыкантов, фигуры божеств и животных. Лица людей изображались довольно реалистично.
Чаще всего встречаются скульптурные изваяния слонов, львов и обезьян, а также фантастических животных: например, драконов с телом змеи, украшенных орнаментальными рисунками.

Живопись

О древнем происхождении вьетнамской живописи свидетельствуют росписи на стенах древних храмов. С древности также широко была распространена живопись на шёлке. Этот вид искусства популярен во Вьетнаме до наших дней.

Вьетнамское древнее и средневековое искусство

Живопись на шёлке
Наиболее известный вид искусства Вьетнама – роспись по лаку. Лак добывали из смолы лакового дерева и окрашивали в разные цвета. Сначала последовательно накладывали кистью слои черного лака, а когда он высыхал, по нему рисовали цветными лаками. Обычно на лаковых изделиях, как и на шелке, художники в условной декоративной манере изображали пейзажи родной природы, цветы и птиц.

Вьетнамское древнее и средневековое искусство

Роспись по лаку
Как и в других восточных странах, высокохудожественным произведением живописи во Вьетнаме считались иероглифы.

Вьетнамское древнее и средневековое искусство

Древневьетнамские иероглифы
Картины рисовали масляными красками на шёлке и акварелью на рисовой бумаге.

Декоративно-прикладное искусство

Предметы декоративно-прикладного искусства во Вьетнаме создавались и создаются в наше время из дерева, кости, золота, серебра, бронзы, перламутра, мрамора и ткани. Из бронзы, золота и серебра делали украшения, культовые принадлежности и предметы роскоши. Предметы из бронзы было принято украшать серебряными нитями. Для создания изделий из керамики у вьетнамцев существуют разные техники. Их делают при помощи гончарного круга либо лепят вручную. Посуда может быть черного, коричневого, желтого, белого цвета или цвета слоновой кости, Керамическую посуду во Вьетнаме украшали подглазурной росписью с использование минеральных красок и кобальта. Посуду также было принято украшать морскими ракушками, а позже предметы начали инкрустировать перламутром. Этот вид искусства в страну пришел из Китая, но вьетнамские мастера достигли в нем высокого мастерства. Перламутр для работы получали из раковин.
Посуда
Вьетнамцы создавали деревянные статуэтки, покрытые лаком. Раскопки помогли обнаружить много изделий художественного ремесла. Были найдены керамика, серебряные сосуды, ювелирные изделия, относящиеся ко второй половине I тысячелетия до н. э., а также различные изделия из слоновой кости и рога буйвола.
Со II в. н.э. мастера использовали инкрустацию, особенно при изготовлении мебели. Инкруста́ция – украшение изделий и зданий узорами и изображениями из материалов, отличающихся от основной поверхности. Для инкрустации используются мрамор, керамика, различные металлы, дерево, перламутр и поделочные камни. Кусочки, составляющие узор, врезаются в основу

Вьетнамское древнее и средневековое искусство

Деревянная скамья с элементами инкрустации
Были развиты ткачество, вышивка (древняя вьетнамская вышивка состояла только из 5 цветов нити: жёлтого, красного, зеленого, фиолетового и синего), плетение (корзины, сумки, мебель, шляпы), резьба по дереву, камню, слоновой кости, рогу, роспись по лаку (по чёрному фону), ювелирное искусство и др.

Вьетнамское древнее и средневековое искусство

Кулон