Древнеримское искусство

Конная статуя Марка Аврелия. Древнеримский памятник (176 г. н.э.)

Дре́вний Рим – одна из ведущих цивилизаций Древнего мира. Это величайшее государство Античности получило своё название по главному городу Roma (Рим). 

Влияние на становление древнеримской цивилизации оказали культуры этрусков (древняя цивилизация, населявшая в I тыс. до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова) и древних греков.

Древнеримское искусство

Карта Древнего Рима
Пик могущества Древнего Рима приходится на II век н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Англии на севере до Эфиопии на юге, от Ирана на востоке до Португалии на западе.
В Древнем Риме возникло римское право, некоторые архитектурные формы (арка, купол) и множество изобретений (например, колёсные водяные мельницы). Официальным языком древнеримского государства был латинский.
На территории Римской империи родилось христианство.
Древнеримское искусство развивалось по своим особым законам. Всё, что относилось к изобразительности, считалось чуждым и опасным. Искусство, по мнению римского политического деятеля Катона, было низким ремеслом для римского гражданина. Трофейное же искусство (искусство других народов) считалось достойной наградой победителю.
Но всё же искусство в Древнем Риме играло воспитательную роль и становилось орудием управления, особенно этрусское искусство. Эллинистическое искусство римляне использовали в утилитарных целях. Постепенно в Риме установился художественный плюрализм. Архитектор в Древнем Риме имел привилегированное положение, его ставили намного выше скульпторов и художников. 

Архитектура Древнего Рима

Римская архитектура использовала достижения эллинистического зодчества, но выработала свой подход к архитектурной форме, поэтому её можно считать новаторской. В архитектуре отражались практические и идеологические интересы республики, поэтому прогресс шёл быстро, особенно в плане практичности и целесообразности. Например, была продумана система очистных сооружений, водопровод, военные машины, лагеря. Гораздо позже стала ощущаться потребность в украшательстве города. При этом каждый император старался запечатлевать в облике города след своего правления. Рим стал торжественным символом государственной власти.
Основу инженерно-технической системы римлян составлял не мраморный блок (как в Греции), а туф, скреплённый строительным раствором, и отделка кирпичом.
Туф – легкая, сцементированная, пористая горная порода.

Древнеримское искусство

Кладка из туфа
Основой архитектуры Рима была арка, которая дает цилиндрический свод и крестовый свод. Эта система позволяет перекрывать большое пространство. Арка приводит к изобретению купола.
Римский храм имел характер общественной церемонии, где принимают участие государственные власти и население. Эта церемония происходила под открытым небом, поэтому перед храмом всегда должно было оставаться большое свободное пространство. Сооружение ставилось на высокий подиум.
Римский театр также исходил от древнегреческого, но римляне не использовали естественные склоны холма, а строили на ровном месте в форме большого каменного кольца.

Древнеримское искусство

Римский театр
Базилика имела большое значение для общественной жизни, служа деловым центром. Римляне переняли этот тип строения у греков. Наиболее ранние – базилика Порция (184 год до н. э.) и базилика Эмилия (179 г. до н. э.).

Древнеримское искусство

Базилика Эмилия
В этих общественных зданиях проводили судебные процессы, решали финансовые вопросы, торговали. Гражданские собрания укрывались в базиликах от непогоды.
Более важным становится и частное жилище, тип которого зависел от материальных возможностей и общественного положения заказчика.

Древнеримское искусство

«Золотой дом» Нерона – дворцово-парковый комплекс в Риме. Это крупнейшая по площади городская резиденция монарха, когда-либо существовавшая в Европе. После гибели Нерона в 68 г. недостроенный дворец был заброшен, при Тите сгорел; его территория была вновь открыта публике и застроена общественными зданиями (Колизей, форум и термы Траяна, Триумфальная арка Тита, Базилика Максенция и др.).
Городской дом патрициев – домус (дом-особняк одного рода).

Древнеримское искусство

Внутренний дворик домуса (Помпеи)
В многоквартирных домах-инсулах проживало много семей. Это многоэтажный жилой дом с комнатами и квартирами, предназначенными для сдачи внаём. Инсулы появились не ранее III века до н. э. Верхние этажи инсул занимали в основном бедняки, более зажиточные слои населения снимали более комфортабельные квартиры на первых этажах. Большинство квартир в инсулах были неотапливаемыми, малоосвещёнными. За исключением первого этажа некоторых инсул, в них отсутствовали водоснабжение и канализация.

Древнеримское искусство

Инсула Аракоели у подножия Капитолия. Сохранилась до наших дней
Сельское происхождение римской цивилизации повлияло на развитие типа вилл.

Древнеримское искусство

Вилла Адриана в Тиволи
Особый тип постройки – форумы. Римский форум – площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на нём размещался рынок, позже он включил в себя комиций (место народных собраний), курию (место заседаний Сената) и приобрел также политические функции.

Древнеримское искусство

Римский форум
Эта площадь служила центром общественной жизни. А теперь мы называем форумом тематическое общение – это понятие, пришедшее к нам из Древнего Рима, эволюционировало.
Амфитеатр Флавиев – Колизей – стал символом города. Там происходили цирковые состязания. Амфитеатр на 45 тыс. зрителей был тщательно продуман, транспортные и пешеходные потоки разделены. Колизей доминировал над пейзажем, завершал монументальную перспективу города. Впервые здание было задумано с учётом его роли в планировке города, в соотношении к окружающей городской среде.

Древнеримское искусство

Колизей
Нельзя не вспомнить и ещё один вид общественных зданий Древнего Рима – термы. Термы – это общественные бани.

Древнеримское искусство

Термы Диоклетиана
Они находятся рядом с современной площадью Республики в Риме. Строительство терм началось в 298 г. В 305 г. они были освящены в честь Диоклетиана. Бани площадью более 13 га построены по плану сходному с термами Каракаллы и термами Траяна. Сооружения вмещали до 3,2 тысяч человек, сады были украшены фонтанами и павильонами, на территории также находились библиотека, залы для собраний и спортивных упражнений.
Пантео́н – храм или место, посвящённое всем богам («храм всех богов»). В Риме Пантеон центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT» («Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это»). Представляет собой большое инженерное достижение античности. Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда.

Древнеримское искусство

Пантеон (внутренний вид)
По композиции и конструктивному решению Пантеон уникален в древнеримской архитектуре. Он отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа.

Стенопись

Древнеримская настенная живопись произошла от эллинистических образцов. Лучше всего сохранились росписи в постройках Помпеи и Геркуланума. Существуют 4 стиля настенных росписей.
Первый стиль древнеримской живописи – восточного происхождения: раскрашенные четырёхугольники, имитирующие мраморные блоки.

Древнеримское искусство

Первый стиль
Второй стиль древнеримской живописи более сложный: над цоколем изображается архитектурная перспектива, в которую вписываются «картины», обычно на мифологические сюжеты.

Древнеримское искусство

Второй стиль
Третий стиль древнеримской живописи («плоскостный»). Здесь встречаются вставки, иногда чёрного цвета, с контурными фигурками. Перспективное обрамление.

Древнеримское искусство

Третий стиль
Четвёртый стиль древнеримской живописи – более интенсивный колорит и более сложная конструкция оформления.

Древнеримское искусство

Четвёртый стиль

Древнеримская живопись

Станковая живопись Рима не сохранилась, кроме изображений, включенных в настенные росписи Помпеи и Геркуланума. Живопись в основном обращается к греческим образцам.
В пейзажах и особенно портретах образ утрировался. В пейзажах применяются приёмы для иллюзорной передачи. Художники используют обобщающую, беглую, эскизную технику. В раннехристианских росписях катакомб символические изображения святых вообще не имеют связи с реальным миром.
При создании портрета римские художники обычно отталкивались от определенного «типа», который затем наделялся специфическими чертами. На фаюмских портретах лица изображались в фас с широко раскрытыми глазами, чтобы свидетельствовать об их «жизни». Движение к натуре идёт от общего к частному, не заботясь о реальности.

Древнеримское искусство

Портрет мальчика по имени Евтихий (Музей Метрополитен)
Фаюмские портреты – созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I-III вв. Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 г. британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. Портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии. Находятся в коллекции многих музеев мира, в том числе Британского музея, Лувра и в Музее Метрополитен в Нью-Йорке.

Скульптура

Римская скульптура испытала сильное влияние греческой скульптуры. Но римский скульптурный портрет отличается от эллинистического и этрусского реализмом.
Портретные бюсты с I в. до н. э. отличаются сходством, но они к тому же отражают жизненный путь человека.

Древнеримское искусство

Август
Алтарь Мира – алтарь в честь римской богини мира, воздвигнутый римским сенатом в честь триумфального возвращения императора Августа из Испании и Галлии в 13 году до н. э. После падения Римской империи алтарь затопило Тибром. В 1568 г. были обнаружены отдельные скульптурные рельефы алтаря. В 1859 г. после основательных раскопок алтарь Августа был реконструирован.

Древнеримское искусство

Фрагмент алтаря с изображением членов династии Юлиев-Клавдиев
Колонна Траяна (113 г. н. э.) создана спиралью рельефов с рассказом о военных подвигах императора. 200-метровая лента показывает эпизоды 2 кампаний в Дакии. Пейзаж передается деталями: волной или куском стены. Обычные пропорции не используются.

Древнеримское искусство

Фрагмент колонны Траяна
Колонна Антонина Пия открывает позднеантичное искусство (с II в. н. э. до императора Константина). На её основании – изображение соревнования в погребальном ритуале.

Древнеримское искусство

Рельеф с основания колонны
При Адриане стала утверждаться мода на саркофаги с сюжетными рельефами. Сюжеты разные: исторические, мифологические, аллегорические. Композиция также разная. Пространство заполняется множеством фигур, ритмически объединённых простейшим способом. Быстрая техника резьбы пригодна почти для серийного производства, поэтому саркофаги оказались так популярны.

Древнеримское искусство

Саркофаг (170 год)
Но искусство начинает возносить власть, делать её божественной и вечной. Природа, человеческие деяния, исторические события превращаются в простые знаки, символы. Идеология обожествляет императора и государство. Лицо и тело обязаны выражать достоинство в соответствии с занимаемым положением. Художник отбирает только те черты модели, или её атрибуты, которые считаются характерными, показательными для его звания и достоинства. Появляются гигантские статуи, например, «Колосс из Барлетты» и Колосс Константина.

Древнеримское искусство

Колосс из Барлетты (император Маркиан)
Это скорее боги, чем люди. Чем больше подрывается реальная власть, тем больше она цепляется за внешнее проявление иерархического превосходства. Всё закономерно.