Звездное небо

Как часто мы зачарованно смотрим в небо, пораженные красотой мерцающих звезд! Они как бы рассыпаны по небосклону и манят нас своим загадочным свечением. Множество вопросов при этом возникает у нас, но одно ясно: звезды находятся очень далеко. Но что стоит за словом «очень»? Как далеко находятся от нас звезды? Как можно измерить расстояние до них?

Но сначала давайте разберемся с самим понятием «звезды».

Что обозначает слово «звезда»

Звезда – это небесное тело (материальный объект, естественным образом сформировавшийся в космическом пространстве), в котором идут термоядерные реакции. Термоядерная реакция – это разновидность ядерной реакции, при которой лёгкие атомные ядра объединяются в более тяжёлые за счет кинетической энергии их теплового движения.

Типичной звездой является наше Солнце.

Проще говоря, звезды – это огромные светящиеся газовые (плазменные) шары. Они образуются в основном из водорода и гелия путем взаимодействия - гравитационного сжатия. Температура в глубине звезд огромна, она измеряется миллионами кельвинов. Если хотите, можете перевести эту температуру в градусы Цельсия, где °С = K−273,15. На поверхности она, конечно, ниже и составляет тысячи кельвинов.

Звезды – это главные тела Вселенной, потому что в именно в них заключена основная масса светящегося вещества в природе.

Невооруженным глазом мы можем видеть около 6000 звезд. Все эти видимые звезды (в том числе видимые при помощи телескопов) находятся в местной группе галактик (т.е. галактики Млечный Путь, Андромеды и Треугольника).

Ближе всех к Солнцу находится звезда Проксима Центавра. Она расположена в 4,2 светового года от центра Солнечной системы. Если это расстояние перевести в километры, то это будет 39 триллионов километров (3,9·1013 км). Световой год равен  расстоянию, проходимому светом за один год - 9 460 730 472 580 800 метрам (или 200000 км/сек.).

Каким же образом измеряют расстояние до звезд?

Как мы уже убедились, звезды находятся от нас очень далеко, поэтому эти огромные светящиеся шары кажутся нам маленькими светящимися точками, хотя многие из них могут быть во много раз больше нашего Солнца. Оперировать такими огромными цифрами очень неудобно, поэтому ученые выбрали другой, относительно простой способ измерения расстояния до звезд, но менее точный. Для этого наблюдают за определенной звездой с двух полюсов Земли: южного и северного. При таком наблюдении звезда смещается на небольшое расстояние для противоположного наблюдения. Такое изменение называется параллаксом. Итак, параллакс – это  изменение видимого положения объекта относительно удалённого фона в зависимости от положения наблюдателя.

Схема параллакса

Это мы видим на схеме.

На фотографии – явление параллакса: отражение фонаря в воде значительно сдвинуто относительно практически не сместившегося Солнца.

Явление параллакса

Зная расстояние между точками наблюдения D (база) и угол смещения α в радианах, можно определить расстояние до объекта:

Для малых углов:

Далеко ли до звезд?

Измерение расстояния при помощи параллакса

Для измерения расстояния до звезд удобнее использовать годичный параллакс. Годичный параллакс — угол, под которым со звезды видна большая полуось земной орбиты, перпендикулярная направлению на звезду.

Годичные параллаксы являются показателями расстояний до звёзд. Расстояния до звезд удобно выражать в парсеках (пс). Расстояние, годичный параллакс которого равен 1 угловой секунде, называется парсек (1 парсек = 3,085678·1016 м). Ближайшая звезда Проксима Центавра имеет параллакс 0,77″, следовательно, расстояние до неё составляет 1,298 пк. Расстояние до звезды α Центавра равно 4/3 пс.

Еще Галилео Галилей предположил, что если Земля вращается вокруг Солнца, то это можно заметить по непостоянству параллакса для удалённых звёзд. Но существовавшими тогда приборами невозможно было обнаружить параллактическое смещение звезд и определение расстояний до них. А радиус Земли слишком мал, чтобы служить базисом для измерения параллактического смещения.

В.Я. Струве

Первые успешные попытки наблюдения годичного параллакса звёзд были выполнены выдающимся российским астрономом В. Я. Струве для звезды Вега (α Лиры), эти результаты опубликованы в 1837 г. Однако научно достоверные измерения годичного параллакса были впервые проведены немецким математиком и астрономом Ф. В. Бесселем в 1838 г. для звезды 61 Лебедя. Поэтому приоритет открытия годичного параллакса звёзд признается за Бесселем.

Ф.В. Бессель

Измерением годичного параллакса можно надежно установить расстояния до звезд, находящихся не далее 100 пс, или 300 световых лет. Расстояния до более далеких звезд в настоящее время определяют другими методами.