Что называется Солнечной системой?

Солнечная система

Солнечная система – это система планет с центральной звездой Солнце. Что же входит в состав этой системы, кроме Солнца?

Очень много незвездообразных астрономических объектов: планеты и их спутники, карликовые планеты и их спутники, астероиды, метеороиды, кометы и космическая пыль, которые вращаются вокруг общего центра масс. В Солнечную систему вместе с другими планетами входит и наша Земля. Одна или несколько звезд с их планетами образовывают звездную систему. Наша Солнечная система (звездная система) образована одной звездой – Солнцем. Вам, конечно, хотелось бы узнать, существуют ли другие планетные системы, кроме нашей Солнечной. Да, существуют. Правда, на сегодняшний день их известно не так уж и много. Первой за пределами Солнечной системы была обнаружена планетная система PSR 1257+12 пульсар. О пульсарах мы более подробно расскажем вам в одной из наших следующих статей, а сейчас несколько слов о планетной системе PSR 1257+12.

Планетная система PSR 1257+12

Александр Вольщан

В 1990 году польский радиоастроном Александр Вольщан открыл пульсар PSR 1257+12 (пульсар – нейтронная звезда с магнитным полем). Он наблюдал за ним и через год заметил, что частота приходов импульсов периодически изменяется. Это подтвердил и другой астроном - Дейл Фрейл из Канады, который наблюдал за пульсаром на другом радиотелескопе. В 1992 г. они опубликовали результаты исследований, в которых изменения частоты объяснялись влиянием двух планет, а позже была обнаружена ещё одна планета. Пока не совсем ясно происхождение этих планет, но наличие звезды и планет рядом с ней указывает на то, что это планетная система. Планеты у пульсара PSR 1257+12 сравнимы по плотности с Землёй. Но появление жизни на них крайне маловероятно ввиду сильного радиационного излучения пульсара.

Планетная система PSR 1257+12

Другие планетные системы: υ Андромеды (Ипсилон Андромеды) – солнцеподобная звезда, у которой была обнаружена многопланетная система, UX Tau A (UX Тельца) — формирующаяся солнечная система, относительно молодая, расположенная приблизительно в 450 световых годах от нашей планеты Земля. Чтобы вам понятнее было, насколько далеко находится эта планетная система, разъясним значение понятия «световой год». Световой год (св. г., ly) — внесистемная единица длины, равная расстоянию, проходимому светом за один год. Если учесть, что световой год равен 9 460 730 472 580 800 метрам, то можно вычислить расстояние до этой планетной системы.

Но вернемся все-таки в нашу Солнечную систему. Центральным объектом Солнечной системы является Солнце. Наше Солнце, источник жизни на Земле, которое мы ласково называем солнышком, — это звезда главной последовательности спектрального класса G2V, жёлтый карлик. Почему карлик? Потому что оно относится к типу небольших звёзд, является самым известным желтым карликом! (Другие известные звёзды: Эпсилон Эридана, Альфа Центавра А, Альфа Северной Короны В, Тау Кита). Обратите внимание также на то, что время жизни жёлтого карлика составляет в среднем 10 миллиардов лет. После того как сгорает весь запас водорода, звезда во много раз увеличивается в размере и превращается в красный гигант. Примером такого типа звёзд может служить Альдебаран. Красный гигант выбрасывает внешние слои газа, образуя тем самым планетарные туманности, а ядро коллапсирует (катастрофически быстро сжимается под действием гравитационных сил) в маленький, плотный белый карлик, т.е. в компактную звёзду с массой, сравнимой с массой Солнца, но с радиусом в ~100 и, соответственно, светимостью в ~10 000 раз меньше солнечной. Но это произойдет еще очень не скоро!

Это произойдет не скоро!

В Солнце сосредоточена подавляющая часть всей массы системы (около 99,866 %), оно удерживает своим тяготением планеты и прочие тела, принадлежащие к Солнечной системе. Большинство крупных объектов, обращающихся вокруг Солнца, движутся практически в одной плоскости, называемой плоскостью эклиптики. Однако в то же время кометы и объекты пояса Койпера часто обладают большими углами наклона к этой плоскости. Все планеты и большинство других объектов обращаются вокруг Солнца в одном направлении с вращением Солнца (против часовой стрелки, если смотреть со стороны северного полюса Солнца). Есть исключения: комета Галлея (яркая комета, возвращающаяся к Солнцу каждые 75—76 лет). Бо́льшая часть планет вращается вокруг своей оси в ту же сторону, что и обращается вокруг Солнца, кроме Венеры и Урана. Каждый объект обращается по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце. Все объекты Солнечной системы, не считая собственно Солнца, официально делят на три категории: планеты, карликовые планеты и малые тела Солнечной системы.

Планета — любое тело на орбите вокруг Солнца, оказавшееся достаточно массивным, чтобы приобрести сферическую форму, но недостаточно массивным для начала термоядерного синтеза, и сумевшее очистить окрестности своей орбиты от планетезималей, т.е. частиц космической пыли.

Карликовая планета — небесное тело, обращающееся по орбите вокруг Солнца; оно достаточно массивно, чтобы под действием собственных сил гравитации поддерживать близкую к округлой форму; но оно не очистило пространство своей орбиты от планетезималей и не является спутником планеты.

Малые тела Солнечной системы - оставшиеся объекты, обращающиеся вокруг Солнца.

Солнечная система

В Солнечной системе имеются две области, заполненные малыми телами (это большинство астероидов Солнечной системы, большинство транснептуновых объектов (ТНО), а также кометы и прочие малые тела). Пояс астероидов, находящийся между Марсом и Юпитером, сходен по составу с планетами земной группы, поскольку состоит из силикатов и металлов. Крупнейшими объектами пояса астероидов являются Церера, Паллада и Веста. За орбитой Нептуна располагаются транснептуновые объекты, состоящие из замёрзшей воды, аммиака и метана, крупнейшими из которых являются Плутон, Седна, Хаумеа, Макемаке и Эрида. Кроме этого, и другие разнообразные малые тела: астероиды, перемещающиеся по Солнечной системе кометы, метеороиды и космическая пыль.

Солнечная система входит в состав галактики Млечный Путь.