Error
  • JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Articles

Три шедевра Василия Тропинина

В. Тропинин. Портрет сына Арсения

В. Тропинин создал более трёх тысяч портретов. Он был востребованным портретистом своего времени. Написанные им портреты отличаются особой теплотой, мягкостью, любовью к людям.
Но три портрета являются шедеврами среди остальных его работ.

Портрет А.С. Пушкина

Три шедевра Василия Тропинина

В. Тропинин. Портрет А.С. Пушкина (1827). Холст, масло. 68,2 х 55,8 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва). Копия. Оригинал – в музее А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге
В Третьяковскую галерею портрет Тропинина попал в 1909 г. из семьи князя Михаила Оболенского. А в 1937 г., когда отмечали 100-летие со дня гибели поэта, Третьяковская галерея временно передала этот портрет в Ленинградский музей Пушкина. Так это полотно и осталось там.
Задача портретиста – не только изобразить портретное сходство конкретного человека, но через внешние черты показать его внутренний мир и даже характер. Это бывает трудной задачей, особенно с людьми эмоциональными, экспрессивными, каким был поэт. Его лицо было живым, переменчивым, а позирование – своеобразным трудом, для Пушкина тяжёлым. Тяжёлым он был и для художника, потому что сложно из многих мгновений уловить только одно, единственно правильное. Но Тропинин справился, и более того, он в статичном образе сумел передать внутреннее движение, присущее поэту: кажется, что Пушкин вот-вот встанет и ... Вот этот внутренний порыв, готовность к движению художник показал очень точно.
Тропинин изобразил Пушкина в свободном домашнем халате, наброшенном на белую рубашку с повязанным вокруг воротника шёлковым шарфом. Но акцент сделан на лице поэта и его руке с перстнями, один из которых – подарок Е. Воронцовой.
Гордая осанка, устремлённый в сторону проницательный взгляд, едва уловимая улыбка, готовность к движению, разговору, юмору – всё присутствует на этом портрете и делает его шедевром.
Часто сравнивают два пушкинских портрета, написанных почти в одно и то же время, – Тропинина и Кипренского. Они оба хороши, но по-своему. Кипренский писал более Пушкина-поэта, а Тропинин – более Пушкина-человека в домашней обстановке, без аллегорий и символов. Да, правая его рука лежит на рукописи, и это, пожалуй, всё. Но для того-то и даётся талант человеку, чтобы уловить в человеческой личности невидимое и сделать это невидимое очевидным. В сидящем в домашней обстановке человеке мы видим личность неординарную, это читается в его взгляде, в повороте головы, в осанке, особой одухотворённости, говорящей о богатстве внутреннего мира.
Два портрета А.С. Пушкина, созданные русскими художниками, современниками поэта, не соперничают между собой, а дополняют друг друга. И мы верим обоим художникам, потому что портреты написаны с натуры, а детали, отличающие их, – личностные интерпретации художников.

Портрет сына

Три шедевра Василия Тропинина

В. Тропинин. Портрет Арсения Васильевича Тропинина, сына художника (1818). Холст, масло. 40,4 х 32 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Портрет Арсения – один из лучших детских портретов не только отечественной, но и мировой живописной школы. Портреты детей вообще занимают особое место в творчестве Тропинина.
Это также одно из самых поэтичных произведений русской живописи первой половины XIX в. Портрет мальчика очаровывает зрителя искренностью и чистотой эмоций. Колорит – сочетание золотисто-коричневатых тонов.
Тропинин предельно приближает к зрителю лицо мальчика и подчеркивает в облике сына мягкость характера, нравственную ясность и чистоту. Взгляд его несколько рассеянный, мечтательный, задумчивый. Слегка припухлые детские губы, пушистые волнистые волосы, нежная бархатистая кожа лица переданы художником с большим мастерством и любовью.
В облике этого ребенка чувствуются изящество, благородство, внутренняя красота. Все гармонично в этом полотне.
Будучи уже признанным художником, Тропинин оставался крепостным графа Моркова. В украинском именин Кукавка, где был написан этот портрет, Тропинин исполнял обязанности домашнего живописца и лакея. Только в 47 лет художник получил свободу, а сын остался крепостным, и это было большим горем художника.

«Кружевница»

Три шедевра Василия Тропинина

В. Тропинин «Кружевница» (1823). Холст, масло. 74,7 х 59, 3 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
«Кружевница» написана в 1823 г., который стал для художника годом освобождения от крепостной зависимости: он покинул имение графа Моркова и создал новый шедевр. На выставке в Академии художеств эта картина с интересом была встречена зрителями и сразу же стала широко известной. Но после освобождения художник решил жить в Москве – этот город он давно любил. Здесь он создаёт ряд картин, изображающих молодых женщин за рукоделием: «Золотошвейка», «Кружевница», «За прошивками» и др. Возможно, это были крепостные рукодельницы.
«Кружевница» стала новым явлением в живописном искусстве того времени. В.А. Тропинин создал тип жанрового портрета-картины. Есть в этом портрете черты сентиментальности, идеализации, но всё это было и в личности художника: он много перетерпел в жизни, но был скромен, незлобив, умиротворён, несмотря ни на что. Он понимал и любил человека труда. И в этом портрете художник трогательно изобразил чувство внутреннего достоинства, сохраняемого в личности независимо ни от каких условий.
Миловидное лицо «Кружевницы» с легкой улыбкой приветливо обращено к зрителю, как будто она только на минутку остановилась, подкалывая узор маленькой ручкой ... «Кружевницу» Тропинина, как и других его рукодельниц, часто сравнивали с «бедной Лизой», героиней повести Н. Карамзина.
Один из современников В. Тропинина отмечал, что «и знатоки, и незнатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный. Сверх того, в самом портрете обнаруживается душа красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в ту минуту. Обнаженные за локоть руки ее остановились вместе со взором, работа прекратилась, вырвался вздох из девственной груди, прикрытой кисейным платком, – и все это изображено с такой правдой и простотой».
За свою долгую жизнь Василий Тропинин создал много замечательных портретов, но эти три портрета, о которых мы сегодня рассказали, являются непревзойдёнными шедеврами в его гуманном творчестве.